московскую старообрядческую общину в период правления Николая Первого

  • Я - нейросеть а24+. Помогу с решением задачи
Готовлю ответ ...

Цели и задачи

Цель исследования рассмотреть московскую старообрядческую общину в период правления Николая Первого.

Введение и актуальность


Часто в исторической литературе, где воспевается образ великого реформатора царя Петра, муссируется утверждение о невозможности совмещения новаций Западного мира и традиционализма Московии. Успешность старообрядцев, как промышленников и купцов опровергает это утверждение. Под девизом защиты традиционных обычаев и одежды родился стиль интерьера, который сейчас во всём мире называют русским,, получившим своё развитие в конце девятнадцатого века. Это произошло на основе сакрализации повседневности и консервации традиций, как категорию сознания.
Отражение это нашло и в архитектуре зданий принадлежавших Рагожинской старообрядческой общине, которая получила своё название от села Старый Рагожинский ям. За несколько лет до самой полномасштабной эпидемии, за всю историю России чумы, старообрядцам повелением Екатерины Великой, было разрешено заниматься торговлей и мануфактурой. Во время чумного бунта, старообрядцы, не последовали примеру многих москвичей, а активно участвовали в патрулировании города и санитарно-эпидемиологических мероприятиях. Орлов Г.А. смог добиться сначала разрешения о постройке часовни, а впоследствии молельных домов. Уже в правление Николая Первого был построен Рагожинский собор.
Преображенская старообрядческая община, возникла в одноимённом селе, примерно в тоже время и при таких же обстоятельствах, как Рагожинская. Именно с ней связан первый факт появления первой богадельни в России, не казённый счёт, на частные деньги купца Илья Ковылина. Если Рагожинская община с того времени стала центром старообрядчества, поддерживавшего институт священства, то Преображенская была одним из главных центров беспоповского течения в европейской части России.
Старообрядчество, как явление яркий пример того, насколько может быть прогрессивным традиционализм, что он ни в коем случае не тормоз прогресса. Купцы и промышленники старообрядцы николаевской России
одеваясь в русскую одежду и нося окладистую бороду, часто были не мене образованы, чем дворяне.
И это не является казусом истории, вспомним, что истоки христианства в иудаизме, первые христиане строили свой храм веры на старом фундаменте. Алексей Михайлович и его сын Пётр строили государство, по типу жёсткой иерархии, где церковь становилась частью государственного аппарата, что в результате приводило к падению нравов в РПЦ. Именно этим приходится объяснять такое обилие сект и течений старообрядчества в девятнадцатом столетии.
На Западе широко распространено суждение о врожденной любви русского народа к рабству физическому и моральному. Нам кажется, что явление русского старообрядства яркое доказательство ошибочности этого суждения. Ведь даже радикализм беспоповцев выразился лишь в отрицание клира и мира, некогда не отрицалось и не подвергалось сомнению число таинств, их очерёдность и важность, они отрицали лишь наличие «правильного священства».
Зарубежные исследователи русского старообрядства, в основном негативно относятся к их «обрядности», забывая о том, что обряд ещё с девятого века был основным способом идентификации восточной части христианства от западной. Так, же в девятнадцатом столетие старообрядцы подчёркивали свою аутентичность от церкви, ставшей частью государственного аппарата и выполнявшего репрессивные его функции, с помощью церковного обряда.
Важной особенностью, старообрядческой общины первой половины девятнадцатого столетия, несмотря на внешний изоляционизм, стала способность успешно развиваться в сферах, где неприятие новаций, влечёт за собой крах. Сам факт успешности русского старообрядчества в отсталой николаевской России, доказательство, альтернативы «железной узды» Петра Первого, который «Россию поднял на дыбы», за что было заплачено кровью.

Заключение и вывод


Факт существования старообрядчества, как политического и общественного движения его успешность как социальной группы в материальном и духовном смысле этого слова является доказательством ошибочности суждения, что у России, не было другого выхода, из кризиса семнадцатого века, кроме кровавых реформ Петра Первого. Расцвет старообрядчества, как социально-политического явления произошёл во времена наибольшего притеснения во время правления Николая Первого. Это произошло из-за того, что старообрядческая община первой половины девятнадцатого столетия, несмотря на внешний изоляционизм, чутко и внимательно следила за всеми новшествами и изобретениями, емело пропуская их через фильтр своих убеждений.
Наибольших успехов старообрядцы промышленники и купцы смогли добиться в сфере только появившейся хлопчатобумажной отрасли. Во всём мире, кроме России, монополию по производству хлопчатобумажных тканей была у английских промышленников. Английские промышленники могли поставить на поток технологию производства индийских и египетских хлопковых тканей. Разница, лишь в то, что в Индии это была дорогая и тонкая ткань, произведённая ручным способом, а английские фабрики производили дешёвый ширпотреб.
Русским промышленникам удалось выработать технологию производства дешёвых и дорогих тканей. Это им удалось благодаря тому, что сначало, русские артельщики научились красильно-набивному производству на заграничных тканях, потом началось ткачество, далее прядение, уже после отмены крепостного права завоеванием Средней Азии удалось решить сырьевую проблему.
Сущность и причины успешность старообрядческого предпринимательства нельзя рассматривать без тщательного изучения от драматических страниц истории Государства Российского. В условиях постоянного давления материального и морального характера сложилась уникальная ментальность данной религиозной группы. Конечно, эти притеснения не носили характера инквизиции Западной Европы или знаменитой бойни Варфоламеевской ночи, но приводили к консолидации общины, вокруг общих ценностей и формировали сильные характеры и убеждённость.
В дооктябрьском периоде данная тема в трудах учёных Василевского В. В., Зеньковского М. Н., Кельсиева В. И., Мельникова П. И., Титова А. А. была раскрыта мало и однобоко, акцентировалось внимание на пороках отдельных старообрядцев. Объективную оценку причин появления старообрядчества, как движения дал лишь историк Ключевский В. О.
Так же в данной курсовой работе использовались труды советских историков Лященко П. И. Дружинина Н. М. и  Рожкова М. К. Но к сожалению они рассматривали проблему взаимоотношений старообрядчества и Государства Российского исключительно с точки зрения классовой борьбы. Справедливости надо сказать, данное направление исторической науки, обогатило фонд исследований, но недостаточно для изучения такого сложного явления, как старообрядчество в России.
Широко с изучением дореволюционных источников и проводя глубокий анализ, тема места и роли старообрядческих общин в истории России, стала разрабатываться в трудах наших современников, начиная с последней четверти двадцатого столетия. В работах Раскова Д. Е., Иванова Н. А., Керова В. В., Кутузова Б. П., Сморунова Е. М., Петрова Ю. А., Маерова Н. В., Лиради П. И., Шабулина В.В., Юхименко Е. М., Соболевской А. В. и Шухова А. В. были представлены положения, имеющие ведущее и практическое значение, без которых было бы невозможно раскрыть тему курсовой работы. Помимо этого мы использовали работу Воронцовой Е. В., где она проводит анализ жизни современных беспоповцев федоссийцев.
На протяжении более сотни лет РПЦ превратилась, в часть государственного аппарата, лишенная самостоятельности. В этом её и обвиняли основатели старообрядческих направлений. К середине девятнадцатого века, в одних епархиях духовенство присоединилось к «антираскольнчьим» законом работая в тесном сотрудничестве с государственной власти, в других проводилась эпизодическая миссионерская работа, вместе с административным режимом.
Но, в результате деятельность старообрядческих общин, помогла РПЦ выйти из системного кризиса, в котором она оказалась благодаря реформам последних Романовых. Старообрядцы в отличие от отцов Реформации во основном акцентировались на критике служителей церкви, что в итоге приводило к позитивным плодам: активизировалось миссионерская деятельность и церковные иерархи стали вести более независимую от государственного аппарата деятельность.
К восшествию на престол Николая Павловича старообрядцев, продолжали называть раскольниками. Но, им было разрешено свободное строительство старообрядческих культовых зданий, были открыты старообрядческие школы. При расследовании декабристского восстания, граф Чернышев, голословно обвиняет старообрядчество в финансировании восстания. Одновременно с этим на молодого императора началось давление со стороны, как отдельных членов Синода, так и о стороны губернаторов.
Для борьбы со старообрядчеством были разработаны меры административного характера, направленные на вычисление тайных старообрядцев и сочувствующих им. Так же царизм, в этом случае нарушал главный принцип римского права «закон обратной силы не имеет», были нигелированы указы Екатерины Великой, Павла Первого и Александра Первого. Но продолжительная и систематическая борьба николаевского правительства, привела к повышению, популярности старообрядчества. Царское правительство не могло понять, что в рядах старообрядцев находятся люди с активной гражданской позицией, недовольных что РПЦ стало частью государственного аппарата.
Следовательно, успешность старообрядцев-предпринимателей связана с притеснениями на них николаевской монархии.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ