Особенности библиотечного обслуживания сельских жителей

Цели и задачи

Цель работы – охарактеризовать работу и состояние сельских библиотек.

Введение и актуальность


В настоящее время складывается новый подход к пониманию роли библиотек в обществе. Если раньше библиотеки рассматривались как идеологические учреждения, ориентированные, прежде всего на поддержание государственных ценностей, то сейчас они разворачиваются к широкому спектру интересов личности и местного сообщества. С одной стороны, библиотека развивается в условиях местного самоуправления, а с другой – становится субъектом, способным помочь его развитию. Она является связующим звеном с системой библиотек района, области, страны, мира, помогая местным жителям преодолевать информационную и психологическую изоляцию, в ней формируется культурный дух сельского социума. Кроме того, следует отметить, что в сложившейся сложной ситуации на селе, когда резко сокращается число клубов и школ, сельская библиотека часто является единственным очагом культуры и центром социальной коммуникации. По статистическим данным Библиотечной ассамблеи Евразии, в настоящее время в России функционируют 38 тыс. сельских библиотек, которые обслуживают более 20 млн. человек – каждого второго сельского жителя. При этом стационарные библиотеки есть только в каждом четвертом поселении, в каждом втором используются нестационарные формы, остальные же селяне вообще лишены библиотек. В условиях информационной дискриминации, увеличивающей разрыв между городом и селом, проблема сохранения и модернизации сельских библиотек в контексте развития культурно-образовательного комплекса на селе становится особо актуальной. Особенность предоставления информации сельской библиотекой обусловлена ее каждодневными тесными контактами с жителями, позволяющими постоянно уточнять и углублять запросы и максимально индивидуализировать информацию в зависимости от категории потребителя. Значительной категорией потребителей на селе стали фермеры и предприниматели, к которым относятся коренные сельские жители; горожане, переехавшие в село, а также горожане, вернувшиеся в родное село из города. Последние представляют наиболее «продвинутую» группу способных, энергичных и инициативных людей, которым понятна роль информации в современном мире и которые четко формулируют свои запросы. Поскольку в новой системе общественных отношений сельские библиотеки выступают как один из механизмов взаимодействия общества и власти, особое место среди их пользователей занимают управленцы.Традиционно сельская библиотека уделяет значительное внимание представителям сельской интеллигенции – учителям, врачам, медикам, специалистам-аграриям, а также студентам-заочникам. Следует выделить также такую категорию потребителей, как мигранты, которая в основном включает в себя беженцев и переселенцев из так называемых горячих точек. Среди жителей села в настоящее время высокую долю населения составляют безработные, которым библиотека предоставляет данные о возможностях переподготовки, получения образования, наличии рабочих мест как в районе, так и за его пределами, о правилах регистрации в качестве безработного и т.п. И, наконец, традиционно значительную группу пользователей сельской библиотеки составляют пенсионеры, ветераны и инвалиды, которым предоставляется информация по вопросам изменения в пенсионном законодательстве, положения о правах и льготах. Рассмотрение тематики информационных услуг, предоставляемых сельскими библиотеками, показывает, что наиболее распространенными и востребованными стали следующие направления: организация сельскохозяйственного производства; развитие социальной среды; правовая документация; краеведение. Среди форм информационного обеспечения наряду с традиционными (тематические выставки, обзоры, Дни информации, Дни специалиста, литературно-музыкальные вечера, «круглые столы») получили внедрение такие, как формирование видео-архивов, выпуск дайджестов, тематических досье и др. Получили развитие Центры правовой информации и кабинеты деловой информации, обучающие семинары и семинары для безработных. Комплекс мер, направленных на совершенствование развития информационного обслуживания сельских библиотек, включает в себя рациональное размещение сети библиотек, гарантированное стабильное комплектование фондов, компьютеризацию сельских библиотек и подключение их к единому информационному пространству, организацию непрерывного повышения квалификации сельских библиотекарей. Несмотря на позитивный опыт создания в ряде регионов России модельных сельских библиотек в рамках отдельных грантов и проектов, отсутствует единая государственная программа компьютеризации сельских библиотек, предусматривающая программное обеспечение для создания единой библиотечной сети, государственную поддержку образовательных Интернет-услуг, комплектование качественными информационными ресурсами.

Заключение и вывод

В заключении можно сделать следующие выводы.Библиотечное обслуживание изменяется под влиянием различных факторов, к которым можно отнести преобразование политических и социально- экономических условий в стране, информационных интересов и потребностей общества и отдельных пользователей, уровня библиотечного образования и наличия подготовленных специалистов, личностных качеств сотрудников библиотеки. Сельские библиотеки, будучи важными социокультурными, досуговыми центрами, активно проводят массовые мероприятия, ориентированные на различные категории пользователей. Отсутствие или низкая активность группового и массового обслуживания влечет утрату сельской библиотекой своего статуса, падает интерес населения к ее деятельности. Проще говоря, снижается востребованность библиотечных услуг, интерес к библиотеке в целом.Характерной для 90-х гг. стала преемственность и других видов массовой работы, опыт проведения которых был накоплен еще в советский период, – читательские конференции, литературно-музыкальные вечера, вечера поэзии, обзоры литературы, беседы с читателями и др. В условиях развития информационных технологий важным направлением работы стала компьютеризация библиотек. Таким образом, эволюция массовых и групповых форм библиотечного обслуживания в сельских библиотеках в XX – первых десятилетиях XXI в. зависела, прежде всего, от смены политических, экономических и социальных и культурных условий, которые повлекли за собой изменения информационных потребностей общества. Агитационная работа и пропаганда чтения, сохраняясь, приобрела новые характеристики и способы реализации. Тематика массовых мероприятий стала ориентироваться не столько на требования со стороны государства, сколько на интересы пользователей с учетом специфики интересов местного сельского населения. Не менее важным фактором стало развитие науки и техники, внедрение информационных технологий. Библиотека не только вынуждена конкурировать с телевидением, компьютерными играми, которые отвлекают население от чтения, но и получила широкие возможности по использованию информационных технологий для разнообразия и развития собственного библиотечного обслуживания, расширения круга пользователей.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ