Модель посредничества и модель арбитража в разрешении конфликта : их преимущества и недостатки.

Цели и задачи

Цель данной курсовой работы — анализ теоретических основ конфликта, анализ моделей посредничества и арбитража в разрешении конфликта.

Введение и актуальность


Согласно одной из точек зрения, социально-биологической, утверждается, что конфликт присущ современному человеку наравне со всеми животными. Ученые-сторонники данного направления опираются на разработанную английским естествоиспытателем Чарльзом Дарвиным теорию естественного отбора, определяют по результатам анализа её идею естественной агрессивности человека вообще. Главное содержание теории биологической эволюции было изложено в научном труде «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859 г.) Основная идея работы заключалась в следующем: эволюция живой природы происходит в условиях непрекращающейся борьбы за выживание, это составляет естественный механизм отбора более приспособленных видов. После Дарвина появился так называемый «социальный дарвинизм» как направление, который объясняет эволюцию социальной жизни биологическими законами естественного отбора.
Основанную на положениях борьбы за существование социологическую концепцию разрабатывал Герберт Спенсер (1820-1903). Согласно его мнению, чувство противоборства универсально и способно обеспечивать равновесие не только в социуме, но и между людьми и окружающей природой. Закон конфликта был рассмотрен Гербертом Спенсером как достаточно всеобщий закон, но отмечено, что его проявления должны наблюдаться до тех пор, пока в процессе эволюции общества полное равновесие между народами и расами не сформируется.
Уильям Самнер утверждал, что в процессе борьбы за выживание гибнут слабые представители человечества. Победители (по его мнению, преуспевающие американские промышленники, банкиры) выступают истинными создателями человеческих ценностей, лучшими людьми на планете Земля.
На современном этапе развития науки идеи социального дарвинизма собирают меньше последователей, нежели в прошлом веке, но отдельно взятые идеи данной теории все еще полезны при урегулировании нынешних конфликтов. Сторонники социального дарвинизма описывают разнообразные конфликты, выявив определенные типы поведения людей в момент агрессии:
агрессия, связанная с определённой территорией;
агрессия, связанная с доминированием;
сексуальная агрессия;
агрессия родителей;
агрессия ребенка;
агрессия морального направления;
агрессия грабителя;
ответная агрессия жертвы по отношению к грабителю.
Реальная жизнь подсказывает большое количество подобных проявлений агрессии, однако они, к счастью, не носят общего характера.
Еще одна точка зрения на конфликт по праву принадлежит функционалистам: рассмотрения конфликта как искажения, дисфункционального процесса в системах общества.
Яркий представитель данного направления – Т. Парсонс, который понимал конфликтную ситуацию как социальную аномалию, которая должна быть преодолена. Им был сформулирован ряд социальных предпосылок, которые обеспечивают стабильность в обществе:
удовлетворение базовых биологических и психологических потребностей общества;
результативная деятельность органов социального сектора контроля, которые могли бы воспитывать граждан в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;
совпадение побуждений индивида с общественными установками.
В 1965 году социолог из Германии Ральф Дарендорф издал работу «Классовая структура и классовый конфликт», через еще два года эссе под названием «Вне утопии». Его концепция «конфликтной модели общества» построена на так называемом антиутопическом, реальном видении мира – мира, состоящего из власти, конфликта и динамики.
Ему принадлежат слова: «Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческих обществах не существует постоянства, поскольку нет в них ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами».
Лишь на современном этапе становления конфликтология в России начинает развиваться по-настоящему, когда выявились точки обострения трудовых и межнациональных конфликтов.
Понимание и сущность конфликта.
Понятие «конфликт» является одновременно научным и обыденным. В обыденной речи оно используется в различных контекстах и даже метафорически. Можно привести пример о конфликте цветов, взглядов и пр. в науке понятие конфликта так же применяется очень широко, получая в различных сферах разнообразные толкования и трактовки.
Сам термин «конфликт» можно охарактеризовать большой широтой содержания и употребления во многих значениях. Здесь и столкновение противоположных тенденций на почве конкуренции, отсутствие понимания по определенным вопросам, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Психологами было подчеркнуто, что сложное противоречие как правило связано с определённым острым эмоциональным переживанием. В специальной литературе конфликты рассматриваются на социальном, социально-психологическом или психологическом уровнях, которые диалектически связаны друг с другом.
Среди имеющихся определений конфликта можно выделить два основных подхода. Обобщенный (широкий) или конфликтологический подход, рассматривает конфликт как любое столкновение противоположных сторон, сил и так далее. Тогда о конфликте можно говорить как о явлении не только живой, но и не живой природы. Иными словами, происходит отождествление понятия «конфликт» со столкновением, а «конфликт» и «противоречия» становятся сопоставимыми по объему понятиями.
Другой подход, где конфликт рассматривается как столкновение мнений, позиций, взглядов и т.д., предполагает обязательно наличие субъекта конфликта, то есть человека, обладающего сознанием, умеющего оценивать себя и свое окружение, умеющего эмоционально откликаться на поступающую информацию, имеющего свое личное мнение. Иными словами, этот подход психологический, акцентирующий человеческую сущность взаимодействующих сторон. В этом смысле конфликт – феномен психологический.
Достаточно главную роль в понимании человеком конфликтности определенной ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта, или тот «личностный смысл», который это противоречие имеет для данного индивида. Этот личностный смысл определяется всем индивидуальным жизненным опытом человека, точнее - такими характеристиками его личности, как ценностный ориентации и мотивация. Момент осознания ситуации как конфликтной связан также с превышением индивидуального порога толерантности.

Заключение и вывод

Конфликты выступаю, пожалуй, вечным спутником жизни человека. И вследствие этого даже абсолютно последовательная политика гуманизации в обществе и самые лучшие методы управления социальной ситуацией не смогут защитить от жизни в условиях конфликтов. Рассмотренная тема свидетельствует о том, что столкновение точек зрения, мнений, позиций – очень частое явление общественной жизни человека Для того, чтобы выработать правильную линию поведения в определенных конфликтных ситуациях, надо знать, что такое конфликт и как люди приходят после него к согласию. Определенные знания о конфликтах повышают культуру общения и помогают сделать жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Без сомнения, что при внешней простоте и малозначимости, конфликт как таковой занимает крайне важное место и в личных взаимоотношениях между людьми, так и в процессе делового общения и формирования рабочего процесса в организации. На каждом предприятии есть хоть одна действующая на данное время конфликтная ситуация, которая требует скорейшего анализа и решения.
В данной курсовой работе было рассмотрено всё многообразие типов конфликтов, причины их возникновения и модели их решения. На наш взгляд, что для принятия необходимого в конкретной ситуации метода решения конфликта следует детально изучить все его составляющие. Данное не предоставляется возможным без понимания того, что конфликт выступает не только как определенного рода выяснение отношений или выказывание недовольства по отношению к проблеме, но как серьёзная проблема, которая влечет ряд осложнений и негативных последствий за собой. В данным причинам в основном относят:
1) изменение правильности баланса рабочего процесса;
2) трудности в выполнении поставленных задач;
3) утрата результатов;
4) упущение достаточно выгодных и прибыльных возможностей;
5) полная потеря прибыли;
6) раздор в рабочем коллективе.
Имеется и обратная сторона: конфликт быть не только разрушительным и нести негативные последствия, но и быть средством управления при его грамотном использовании.
Анализ причин возникновения и развития конфликтов в рассмотренной организации позволяет сделать вывод, что главными являются отсутствие правильного управленческого аппарата и существующей организации труда, а также материальное стимулирование работников и низкая мотивация труда.
Следует отметить все возрастающую в современно политической и экономической ситуации актуальность исследований данного направления. В процессе разработки новых решений следует ссылаться на совокупность применения множества отраслей менеджмента, психологии, экономики. В данном курсовой работы рассмотрена роль конфликтов в деятельности организации, влияние их на трудовой процесс и общие отношения в коллективе.
Можно выделить следующие условия для процедуры профилактики конфликтных ситуаций (в организации):
1) наличие диалога между управленческим персоналом и исполнительскими сотрудниками;
2) понимание целей компании со стороны руководства и разъяснение их в дальнейшем коллективу;
3) распределение обязанностей и полномочий в организации;
4) формирование четко проработанной системы оплаты труда и мотивации;
5) необходимость оценки работы и личности каждого конкретного сотрудника, как необходимого элемента в системе;
6) частый мониторинг психологического климата в коллективе;
7) чёткая организация труда и рабочих мест;
8) прогнозирование возможных конфликтных ситуаций.
Анализ теоретической литературы по проблеме конфликта показывает, что конфликт с неизбежностью сопровождает все сферы жизни человека. Конфликт, оказывая дезорганизующее влияние на совместную деятельность людей, может быть в то же время обращен в продуктивное русло, обостряя возникшее противоречие и способствуя выработке более осознанного и целесообразного решения проблемы. Кроме того, разрешение индивидом конфликтной ситуации обогащает его жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.
Существует множество различных методик, рекомендаций по преодолению конфликтов, по самоконтролю и самообучению поведения в конфликтных ситуациях, по бесконфликтному построению межличностного общения. Анализ литературы показал необходимость и практическую значимость изучения специфики возникновения и протекания конфликта, поиск путей его разрешения. Причинами возникновения конфликта могут являться нарушение организационного взаимодействия, обусловленное нечеткой постановкой задач работы, ошибки межличностного восприятия,

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ