Особенности проявления агрессии у военнослужащих

Цели и задачи

Цель нашего исследования: охарактеризовать особенности проявления агрессии у военнослужащих.

Введение и актуальность


Различия между людьми в меньшей степени выражены в наборе биологических потребностей, их количественных и качественных параметрах. Личность тут проявляет себя, прежде всего в способах их удовлетворения, базирующиеся на психофизиологических основаниях военнослужащего и отражающие достигнутый уровень усвоения им ценностей культуры, общественного опыта и практики военной службы. Это значимо учитывать при организации жизнедеятельности личного состава, в особенности в условиях проживания в казарме. В противном случае наличие самого разного опыта удовлетворения биологических потребностей становится одним из факторов межличностных и внутриличностных конфликтов.
Основные различия между военнослужащими в качестве личностей проявляются в количественных и качественных параметрах социальных потребностей. Чем выше уровень личностного развития военнослужащего, тем больше у него социальных контактов, а потому богаче его социальные потребности, социальная активность и деятельность[2].
Вместе с этим значимо учитывать, что военнослужащий по своей сущности предстает в качестве субъекта воинской работы, целостного феномена с собтвенными особенными макрохарактеристиками в качестве индивида, личности и индивидуальности. Во всех проявлениях его активности представлена система потребностей, однако, в различной иерархии. Вследствие этого, вступая во взаимодействие с объектами военно-профессиональной деятельности, он тем самым, как познает их качества, так и самого себя. Результаты данного познания закрепляются в его опыте. В случае возникновения необходимости удовлетворения какой-либо потребности военнослужащий, опираясь на собственный опыт, ориентирует свою активность на поиск тех средств, взаимодействие с которыми даст ему добиться данного. Комплекс качеств объекта, на которые ориентирована активность военнослужащего для того, чтобы удовлетворить потребности - это предмет данной потребности. В итоге объекты, которые формируют условия воинской деятельности, становятся предметами личностной потребности[13].
Другой причиной, которая проявляется в военно-профессиональной деятельности, выступает мотив. При этом военные психологи исходят из того, что воинская деятельность полимотивирована, точнее сказать побуждается многими мотивами и их иерархией. Ведущие мотивы в большей степени и предопределяют ориентированность деятельности. Однако это не исключает воздействия на нее в конкретных ситуациях мотивов, которые не имеют первоначально побудительной силы. Иными словами, в ходе воинской деятельности может трансформироваться иерархия побуждающих ее мотивов. Это, прежде всего, происходит тогда, когда деятельность побуждается мотивами, в системе ценностных ориентаций военнослужащих не занимающих ведущих позиций[12].
Системообразующей причиной профессиональной деятельности военнослужащего выступает цель, которая представляет собой идеальный образ ее результата. Цель и мотив взаимопереходят друг в друга. К примеру, цель, ранее побуждаемая мотивом, со временем приобретает самостоятельную силу, т.е. сама становиться мотивом. Мотивы, которые имеют подобное происхождение, являются сознательными мотивами деятельности[].
Таким образом, военнослужащие, как все другие люди, объективно предрасположен быть активным во взаимодействии с окружающей средой и осуществлять себя в специфической деятельности, которая представлена военной службой. Это условие его жизни. Любая попытка ограничить его активность в воинской деятельности, поиск новизны взаимодействия с окружающей реальностью на определенной стадии ведет к психологическому дискомфорту, росту личностной напряженности, оказывает отрицательное влияние на целостное функционирование ведущих составляющих психологической структуры личности.

Заключение и вывод

Суть деятельности военного психолога в различных воинских коллективах заключается в проведении исследований, коррекции и развитии общественно-психологических качеств у военнослужащих. Главной целью, которою он должен достичь во время своей работы состоит в оптимизации совместной воинской деятельности, межличностных взаимоотношений и, в том числе, морально-психологического состояния конкретных военнослужащих.
Для того, чтобы понять особенности общественно-психологических феноменов, которые возникают в воинских коллективах, от военного психолога требуется получить достоверные, обоснованные, надежные и качественные данные, которые отвечают практическим запросам. Такую информацию можно получить, лишь проведя полноценное психологическое исследование, которое, чаще всего, в себя включает:
1) предварительный анализ проблемной ситуации;
2) целенаправленное выделение, наблюдение и описание значимых явлений;
3) более тонкую групповую психодиагностику;
4) проведение необходимых экспериментов - естественного или лабораторного, констатирующего или формирующего;
5) обработку, обобщение полученной социально-психологической информации.
На следующем этапе идет интерпретация полученных результатов и закономерностей, построение концептуальных моделей, которые позволяют объяснить механизмы феномена, его структуру, причины повлиявшие на возникновение и развитие, зависимости между разными показателями и характеристиками, показатели и критерии оптимального или нормативного состояния психологических характеристик [13].
Данная интерпретация фактически представляет из себя обоснованное описание, которое позволяет психологу дать дальнейшие практические рекомендации военному начальству и учесть его в своей будущей общественно-психологической деятельности направленной на формирование воинского коллектива.
Таким образом, деятельность военного психолога в различных воинских коллективах заключается в проведении исследований, коррекции и развитии общественно-психологических качеств у военнослужащих. Главная цель деятельности военного психолога - это оптимизация совместной воинской деятельности, межличностных взаимоотношений и морально-психологического состояния конкретных военнослужащих.
Обнаружение особенностей формирования воинского коллектива стоит начинать с непосредственной деятельности по исследованию конкретных личностей. Необходимо максимально охватить все количество военнослужащих.
К основным методам, которые использует психолог при исследовании военнослужащих, относятся работа с документами, опрос и метод наблюдения.
В целях психодиагностики особенностей проявления агрессии у военнослужащих, чаще всего, военными психологами используются следующие методики: «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н.Орел, шкалы диагностики враждебности Кука-Медлей и методики Баса-Дарки для диагностики агрессивности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ