Международные резервы в современной системе мировых финансов: противоречия и проблемы

Цели и задачи

Целью исследования в курсовой работе является анализ управления международными резервами в мире и сырьевой экономике России с учетом современных тенденций трансформации мировых финансовых рынков, а также приоритетных направлений развития национальной экономики.

Введение и актуальность


Первый критерий адекватности золотовалютные резервов состоит в сопоставлении их с одним из агрегатов, характеризующих денежное предложение. Золотовалютные резервы Банка России выступают формальным обеспечением национальной валюты. Во всех странах с валютным правлением был введен законодательно закрепленный минимальный резервный коэффициент покрытия денежной базы в национальной валюте резервными активами. Критерием достаточности резервов у валютного правления выступает, чаще всего, денежный агрегат М0. В связи с тем, что каждая страна имеет свою собственную классификацию денежных агрегатов, их названия и структура не совпадают с традиционным международным определением [17].
Критерий оценки золотовалютных резервов в соответствии с денежным предложением восходит к XIX веку, когда по всему миру были разбросаны британские валютные правления. Колониальные власти выпускали местные валюты под обеспечение в фунтах стерлингах, которые хранились на счетах в Банке Англии или ценных бумагах доминионов Великобритании. Валютные правления были обязаны поддерживать фиксированный обменный курс к фунту стерлингу, и золотовалютные резервы служили гарантией фиксации. В современных условиях Банк России придерживается управляемого плавания и никаких обязательств по курсу обмена рубля не несет. Соответственно, «денежный» критерий оценки золотовалютные резервов, столь излюбленный российскими экономистами, при наших обстоятельствах не подходит.
Для нормального функционирования валютному правлению необходимы резервы, полностью обеспечивающие денежную базу. Во всех странах с валютным правлением был введен законодательно закрепленный минимальный резервный коэффициент покрытия денежной базы в национальной валюте резервными активами. Таким образом, критерием достаточности резервов у валютного правления выступает, чаще всего, денежный агрегат МО.
2. Правило покрытия резервами трехмесячного объема импорта.
По методологии МВФ достаточным является уровень резервов, который соответствует трехмесячному импорту, рассчитанному как среднеарифметическое от объема импортных поступлений по месяцам. Этот показатель применяется, прежде всего, в отношении развивающихся стран, экономика которых находится в большей зависимости от импорта товаров и услуг, а экспортные доходы являются стабильными (за счет сырьевого экспорта, который более-менее постоянен). По правилам Бреттон-Вудскойвалютной системы, если в стране существовал большой и постоянный дефицит баланса текущих операций, то в соответствии с тогдашним Уставом МВФ она находится в состоянии фундаментального неравновесия, что могло быть чревато проведением девальвации.
В ту эпоху финансовые операции не имели такого масштаба как сейчас (особенно операции с дериватами), и во внешнеторговых сделках доминировала торговля. В случае ухудшения торгового баланса владельцы активов в национальной валюте начинали беспокоиться и переводить свои средства в другие валюты. Чтобы сохранить фиксированный обменный курс по отношению к золотому паритету (точнее - к доллару США) национальному центральному банку приходилось продавать долларовые активы. По этой причине состоянию счета текущих операций платежного баланса придавалось большое значение, и размеры иностранных резервов привязывались к торговому балансу. Чешский Национальный Банк поддерживает иностранные резервы на уровне трехмесячного импорта. Центральный банк Чили согласно правилу расчета по импорту обладает резервами, равные по объему пяти-шести месячному импорту, а Национальный Банк Польши - шестимесячному импорту [37, c. 89-92].
3. Правило Гвидотти.
Правило расчета по импорту долгое время являлось традиционным ориентиром для центральных банков. В апреле 1999 г. на саммите, прошедшем в Бонне для стран Группы тридцати трех (G33), заместитель министра финансов Аргентины, П. Гвидотти, предложил новое правило, получившее позднее его имя. Глава ФРС США А. Гринспэн., выступая перед одним из комитетов Конгресса США, он предложил использовать правило, согласно которому резервыдолжны покрывать годовой объем внешнего долга. Если говорить более точно, Правило Гвидотти рекомендует, чтобы необходимые иностранные резервы, включая все доступные кредитные линии, покрывали выплаты по основной сумме внешнего долга и проценты по нему на следующий год. Иногда Правило Гвидотти выражают как «способность жить без новых внешних заимствований вплоть до одного года». Новое правило идеализирует ситуацию в экономике, вводя ряд допущений. Предполагается, что текущий счет сбалансирован и помимо кредитных сделок отсутствуют прочие финансовые операции, не предусмотрена возможность бегства капитала.
4. Правило Редди.
Экономист Резервного Банка Индии, И. Редди, скомбинировал Правило Гвидотти и правило расчета по импорту, в результате получился критерий Редди (ReddyCriterion): покрытие резервами трехмесячного импорта плюс годовых выплат по государственному и частному внешнему долгу, включая проценты. Как видно, И. Редди учел недавний опыт финансовых потрясений - ведь причиной азиатского кризиса послужили избыточные долги не столько государства, сколько частного сектора. В настоящее время критерий Редди используется центральным банком Индии.
Финансовые потрясения в Юго-Восточной Азии в конце 1990-х гг. побудили экономистов дополнить исходную идею Гидотти другими типами внешних выплат. Модификация может состоять в добавлении в критерий прогноза торгового дефицита, а также платежей по финансовым обязательствам и вероятности требований по ним [24, c. 45].

Заключение и вывод

На развитие современной мировой, а также национальных валютных систем все большее воздействие оказывают обстоятельства, вызванные мировым финансово-экономическим кризисом, а также процессами глобализации. Глобальный кризис ускорил движение современной международной валютной системы в направлении мультивалютного стандарта. В этих условиях проводимая Правительством Российской Федерации антикризисная политика позволила предотвратить более глубокий экономический спад, а также способствовала к сравнительно быстрому выходу экономики на положительные темпы роста. В тоже время позиции Российской Федерации в системе мирохозяйственных связей не соответствуют ее экономическому потенциалу и политическому влиянию. Это предполагает концентрацию усилий по многим направлениям экономической политики. В их числе чрезвычайно важными являются:
изменение товарной структуры экспорта в сторону повышения доли продукции обрабатывающих отраслей и услуг;
расширение использования российского рубля в сфере импортно-экспортных отношений;
совершенствование институциональной структуры валютной системы;
совершенствование проводимой валютной политики страны.
При эффективной валютной политике в результате кризиса Россия могла бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись:
признания рубля в качестве одной из мировых валют;
многократного повышения мощности отечественной банковско- инвестиционной системы;
опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики на длинной волне его роста.
Что касается валютной политики РФ, то ее главное предназначение заключается в обеспечении финансовой стабилизации и внешнеэкономической безопасности страны. Современная валютная политика РФ представляет собой относительно самостоятельный компонент общеэкономической политики. По мере усиления степени ее либерализации растет и самостоятельность российской валютной политики.
Либерализация валютной политики РФ как приоритетное направление реформирования отечественных валютных отношений, должна продолжиться. Учитывая зависимость российской экономики от экспорта энергоносителей акцент необходимо поставить на поддержку российских экспортеров. В частности, Банк России должен проводить более взвешенную валютно-курсовую политику по отношению к доллару и евро.
Базовые положения в области управления золотовалютными резервами на международном уровне определены Международным валютным фондом в «Руководящих принципах управления валютными резервами». Структура и состав международных резервов Российской Федерации определяется на основе «Руководства по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» и «Международные резервы и ликвидность в иностранной валюте. Формы предоставления данных: руководящие принципы». В соответствии с этими документами, золотовалютные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Центрального банка и Минфина России.
Они включают иностранную валюту, монетарное золото, специальные права заимствования (СДР), резервную позицию в МВФ и прочие требования. Часть Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством Российской Федерации на счетах в Центральном банке, является составляющей международных резервов Российской Федерации.
Объем золотовалютных резервов свидетельствует о платежеспособности страны и является показателем международной валютной ликвидности. Накопление резервов свидетельствует, что экономика развивается успешно и способствует привлечению иностранных инвестиций, эффективность управления резервами при этом выражается в большем притоке инвестиций по сравнению с оттоком валюты в резервы.
Кроме того, входящие в валютные активы ценные бумаги иностранных эмитентов включают государственные долговые обязательства Канады, России, Японии, Австралии, Финляндии, Швеции, Нидерландов, Дании, а также долговые обязательства международных финансовых организаций. Рассматриваемый период Банк России выступил нетто-продавцом иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.
Дискуссионным остается вопрос о необходимости дальнейшего увеличения золотовалютных резервов, так как складирование денег в виде резервов и их размещение в зарубежных банках осуществляется под 1,3% годовых, а одновременное заимствование происходит под 5–7%.
Поскольку официальные валютные резервы играют стратегическую роль в поддержании макроэкономической стабильности, то целесообразно рассмотреть прогноз их изменения на предстоящий период, который дан в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов. Наиболее вероятным можно считать увеличение валютных резервов на 2,8%. Так же Центральный банк прогнозирует дальнейшее увеличение объема золота в золотовалютных резервов, то есть общий объем резервов также будет возрастать.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ