Методическое наследие М.А. Рыбниковой в современном образовательном процессе

Цели и задачи

Целью исследования выступает выявление своеобразия методического наследия М.

Введение и актуальность


Весь накопленный М. А. Рыбниковой материал находит свое отражение в главном труде М. А. Рыбниковой - «Очерки по методике литературного чтения», которые впервые были изданы в 1941 году, а затем неоднократно переиздавались. Указанная работа содержит целостную систему обучения литературе в средних классах, содержит богатейший практический материал. Теоретико-методологическое обоснование обучения литературе в данной работе базируется на трёх основных постулатах:
природа учебного предмета;
цели обучения и воспитания;
особенности детского восприятия.
Методика, определяется Рыбниковой, как «одна из педагогических дисциплин, преследующая задачи обучения и использующая для этих целей ряд научных сведений», главной целью которой выступает «претворение множества знаний и явлений во всех их элементах в систему целостных уроков».
Педагог подчёркивает, что только при наличии системы «предмет становится для ребёнка понятным, любимым, плодотворным», более того, именно отсутствие системы выступает причиной низкой успеваемости обучающихся.
Отстаивая идеи системности обучения, Рыбникова выделяет такие принципы обучения, как принципы накопления, постепенного усложнения материалов, логики, проведения взаимосвязей и дозировки материалов.
Другими словами, в работе педагога закладываются основы системного подхода к обучению литературе, формулируются «те дидактические и методические правила, которым следовала методика на протяжении всего XX века».
Разумеется, список вышеперечисленных работ не является исчерпывающим, однако, он позволяет проследить эволюцию методических взглядов М. А. Рыбниковой, а также отразить сферу её научных интересов. В графическом виде результаты анализа могут быть представлены следующим образом:

Заключение и вывод


Целью исследования выступало выявление своеобразия методического наследия М. А. Рыбниковой, а также возможностей его применения в практике обучения литературе сегодня.
В процессе достижения поставленной цели был последовательно решён ряд задач, включая следующие:
Проанализированы современные теоретические источники, освещающие жизненный и педагогический путь М. А. Рыбниковой. В результате проведённого анализа было выявлено, что на протяжении своего педагогического и научно-исследовательского пути М. А. Рыбникова успешно совмещала педагогическую и исследовательскую деятельность, разработала ряд актуальных по сегодняшний день методологических положений в области изучения фольклора, стилистики, творчества выдающихся русских писателей и поэтов. Однако наибольший вклад был внесен педагогом в методику обучения литературе. Более того, многие положения разработанной методической системы не утратили своей актуальности по сегодняшний день.
На основании изучения влияния методологического наследия М. А. Рыбниковой на современную теорию и практику обучения литературе в школе было выявлено, что именно в трудах педагога были заложены предпосылки становления системного подхода, который на сегодняшний день выступает одним из ведущих в практике обучения. Кроме того, Рыбниковой были заложены принципы учёта возрастных особенностей обучающихся, повышения наглядности представленных дидактических материалов, постепенного усложнения трудности изучаемых материалов и увеличения объёмов материалов, представленных для изучения. Другими словами, были заложены основы обучения литературе, которые являются базовыми для современной методики.
На основании проведённого в теоретической части исследования анализа теоретических источников, в практической части была осуществлена разработка урока, основанного на методологических положениях М. А. Рыбниковой. В качестве материала для обучения была выбрана былина "Вольга и Микула Селянинович". Обращение к фольклорным материалам позволяет сформировать у обучающихся целостную систему представлений об историческом прошлом нашей страны, оптимизирует процессы реализации воспитательной работы при проведении урока. Кроме того, обращение к фольклору отвечает методологическим положениям педагога, уделяющего огромное значение вопросам применения фольклорных материалов в практике школьного обучения.
Разработанный урок в полной мере отвечает основным методическим положениям М. А. Рыбниковой: реализации системности обеспечивается как посредством включения урока в систему обучения литературе, так и посредством реализации ряда последовательных этапов в процессе работы над текстом. Следует отметить, что работа над фольклорными материалами предполагает активную деятельность обучающихся, что отвечает требованиям системно-деятельностного подхода как одного из ведущих в современной теории и практике обучения. Повышение наглядности достигается посредством применения презентации. Кроме того, выбранные дидактические материалы отвечают возрастным потребностям обучающихся, особенностям их восприятия литературных произведений.
Таким образом, на основании проведённого исследования можно сделать вывод, что методологические наследие М. А. Рыбниковой не утратило своей актуальности и сегодня, многие положения, разработанные в трудах педагога, могут быть переосмыслены, дополнены в соответствии с новыми социокультурными условиями, появлением новых технологий и практик обучения, но не отменены. Более того, именно обращение к лучшим практикам отечественной педагогики, к которым, несомненно, относится и наследие Рыбниковой позволит существенно повысить качество обучения сегодня. Список использованной литературы;

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ