Методика обучения письменной речи старшеклассников на основе блог-технологий

Значительная роль в процессе письма отведена механизму внутренней речи. Учащийся старшего школьного возраста мысленно составляет план или конспект текста, который собирается воспроизвести в письменном виде. В процессе письма функционируют такие анализаторы, как долговременная и кратковременная память, словесно-логическая, образная и моторная виды памяти. Они создают ориентиры для речемыслительной деятельности школьника.
Продуктом письма является текст, который в свою очередь должен иметь следующие особенности:
композиционно-структурная завершенность и логико-смысловая структура;
единство начала центрального коммуникативного блока и заключительной части;
соотнесенность заголовка с содержанием;
предметное содержание;
индуктивная или дедуктивная форма изложения;
коммуникативные качества;
монообъективные или полиобъективные связи [24].
Главным критерием в продуцировании письменного текста является выбор эффективного подхода. Он поможет справиться с трудностями, встающими перед учащимися.
Существует множество подходов к обучению письму учащихся старшего школьного возраста, самым распространенным из которых является письменное воспроизведение. Он предполагает изучение модельных образцов типов текстов и создание собственных письменных продуктов по определенному образцу. Для того, чтобы данный подход был эффективным, учащимся необходимо научиться оперировать такими моделями [16].
Обучение письму учащихся старшего школьного возраста осуществляется поэтапно, переходя от простого к сложному. Оно не является целью обучения на младшем и среднем этапах обучения, становясь ей лишь на завершающем этапе. Несмотря на это, насколько успешно учащийся овладевает данным видом речевой деятельности к концу старшего этапа, зависит от того, как были сформированы базовые навыки письма.
Учащиеся старшего школьного возраста должны уметь эффективно использовать письмо, как средство осуществления, не только в учебной, но и в профессиональной, ориентированной и самообразовательной деятельности. Н.Д. Гальскова приводит в пример такие письменные произведения, как сочинение, сообщение, личное и официальное письмо, описание, изложение, рецензия, аннотация и рефераты. Учащиеся должны уметь: описывать события, факты, явления; сообщать и запрашивать информацию развернутого плана; выражать собственное мнение; комментировать события и факты; составлять развернутый план или тезисы для устного общения; создавать вторичные тексты; делать учебные записи [3].
Обучение письму учащихся старшего школьного возраста осуществляется с помощью подготовительных и речевых упражнений. При выполнении подготовительных упражнений учащиеся овладевают навыками и умениями, которые лежат в основе письменного высказывания: трансформации, сжатию или расширению предложений, группировке по определенным признакам, вопросно-ответным умениям и выборочному переводу.
Речевые упражнения обладают направленностью внимания на содержание письменного высказывания. Перед преподавателями иностранного языка возникает множество вопросов, связанных с обучением иноязычной письменной речи. Необходимо знать, как помочь учащимся избежать когнитивных и речевых трудностей, как правильно оценивать письменные работы [13].
Для оценивания письменных сообщений учащихся старшего школьного возраста применяются следующие критерии:
1) содержание (письменный продукт должен соответствовать заданной теме, раскрывать основную мысль и иметь аргументацию);
2) организация текста (в письменном продукте должна соблюдаться логичность и структурированность);
3) стиль (официальный/неофициальный);
4) языковое оформление (разнообразие лексико-семантических и грамматических структур, а также корректность, которая может быть грамматической и орфографической);
5) связность (связь внутри предложений и между ними);
6) расположение частей текста (поля, красная строка, параграфы, объем);
7) общее впечатление (интерес пишущего к самому тексту, положительный эффект).
Таким образом, обучение письменной речи учащихся старшего школьного возраста считается важной и неотъемлемой частью обучения иностранному языку и является и целью, и средством одновременно. Этот процесс должен происходить поэтапно, формируя у учащихся навыки и умения письменной речи, которые необходимы для дальнейшего изучения иностранного языка.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ