Место самооценки в структуре профессиональной Я-концепции учителя.

История изучения образа Я начинается рядом работ, в которых «Я» рассматривается как сознательная часть психического аппарата. Начиная с У. Джемса, выделяются два аспекта понимания Я – структурный и процессуальный. В структурном аспекте проблема дается в рамках анализа интрапсихических инстанций, состояний, ролевых позиций, структурных элементов личности (физическое, социальное, моральное, «зеркальное «Я», Эго, идентичность, установка). В процессуальном аспекте – это процессы самосознания, самовосприятия, саморегуляции, самоотношения, самооценивания, самоактуализации [24, c.178].
Вопрос о становлении самосознания решается в контексте общей проблематики сознания и развития личности (А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, Д.С. Брунер, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спиркин и др.).
Самосознание понимается как психический феномен, возникший в ре-зультате филогенетического развития психики и высшей функции человеческого мозга – сознания.
А.Г. Спиркин понимает самосознание как осознание и оценку человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни [цит. по 3, с.94).
Процессуальное направлениерассматривает вопросы, связанные с особенностями самооценки, самопознанием, Я-концепцией, идентичностью, рефлексией (M.Розенберг, И.С. Кон, Е.Т. Соколова, Н.Л. Нагибина, В. В. Столин Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич, Э. Эриксон и др.).
И.С. Кон рассматривает образ Я как установочную систему из трех уровней: 1 – неосознанные установки, 2 – самооценка и осознание, 3 – целостный образ, встроенный в общую систему ценностных ориентаций личности, как единая установка по отношению к самому себе. В его концепции образа Я нижний уровень отражает эмоциональный характер установок, средний уровень – осознание и самооценка – связан с ценностным аспектом установок, которые синтезируются в целостный образ; верхний уровень представляет собой завершенный образ «Я», который входит в единую систему ценностных ориентаций и выполняет исполнительную функцию достижения осознанных целей личности [15, c.68].
И.С. Кон подчеркивает активно-творческое, интегративное начало «Я» и его способность не только осознавать себя, но и сознательно направлять, и регулировать деятельность личности.
Образ Я как структурный компонент рассматривается в контексте Я- концепции. В образе Я выделяют два аспекта – субъективные представления о себе и самоотношение (В.С. Агапов, И.С. Кон, А.Б. Орлов, С.Р. Пантилеев, M.Розенберг, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, И.И. Сарджвеладзе и д.р.). Наиболее разработанной является методология Я-концепции в социальной психологии и акмеологии (В.С. Агапов, А.А. Деркач, А.И. Донцов, Е.М. Дубовская, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, Л.Г. Лаптев, А.П. Ситников, М.Ф. Секач, А.В. Филиппов и др.).
В своих работах В.С. Агапов обращается к анализу условий уровневой дифференциации становления Я-концепции и закономерностей межуровневых взаимодействий, затрагивая другую важную проблему формирования и развития уровней Я-концепции – динамики содержательных характеристик, связанных с переходом с одного уровня на другой. Таким образом, В.С. Агапов расширяет трехуровневую концепцию И.С. Кона и выделяет в содержании Я-концепции пять уровней ее становления: агармоничный, дисгармоничный, смешанный, оптимальный и гармоничный (Хухлаева О.В., 2014).
В понимании автора, Я-концепция представляет собой многокомпо-нентную и многоуровневую систему. Это комплексное личностное образование и механизм, который осуществляет интеграцию индивидуальности, компонентов сознания, самосознания, самопознания, саморегуляции и образа Я [28, c.224].
Анализируя связи Я-концепции с фундаментальными идеями С.Л. Рубинштейна, В.С. Агапов обращает внимание на первую ключевую идею – субъекта и его способности к самодетерминации, самодеятельности, самосовершенствованию, саморазвитию. Также важными для Я-концепции, по мнению автора, являются проблемы сознания и самосознания, смысла жизни и ценностей. В.С. Агапов подчеркивает особую роль творческого самостроительства в реализации личностных ресурсов человека на пути достижения вершин профессионализма. Принцип системности категории субъекта как системообразующего фактора находит отражение во взаимосвязи Я-концепции с самосознанием, идентичностью, профессионально-важными качествами личности, с Мы-концепцией.
В качестве критерия иерархизации структурных составляющих Я- концепции М. Розенберг предлагает рассматривать степень субъективной значимости измерений Я и выделяет три типа образов Я:
1 – «наличное Я» – каким я вижу себя в данный момент (этот термин И. Кон считал более диагностически точным, чем общепринятое «реальное Я»);
2 – «желаемое Я» – каким я хотел бы видеть себя;
3 – «представляемое Я» – каким я показываю себя другим людям.
M. Розенберг считает образ Я одним из важнейших параметров развития самосознания, соотнося степень когнитивной сложности и дифференцированности образа Я с уровнем его самосознания: чем больше своих качеств вычленяет человек и относит к своему Я, чем сложнее и обобщённое эти качества, тем выше уровень его самосознания, тем богаче содержание Я-образа.
Предложенная М. Розенбергом классификация содержит «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я» (цит. по 3, с.112).
Е.Т. Соколова, развивая идеи М. Розенберга, подчеркивает, что чем ниже дифференцированность, тем больше вероятность дестабилизации и искажения образа Я. Итоговым измерением самосознания, по мнению Е.Т. Соколовой, является мера самопринятия, установка «за» или «против» себя.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ