Место и роль стран СНГ в мировом хозяйстве

Цели и задачи

Целью данного исследования является определение места стран СНГ в мировой экономике в современных условиях геополитической и экономической нестабильности.

Введение и актуальность


Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности ВЭФ 2019 г. Россия находится на 43-м месте, Казахстан – на 55-м месте, Армения – на 69 месте, Киргизия – на 96 месте, Белоруссия не вошла в этот рейтинг. Несмотря на отсутствие улучшения позиции с 2018 г., Россия поднялась более чем на 20 мест с 2013 года. ВЭФ определяет конкурентоспособность как «совокупность институтов, политик и факторов, определяющих уровень производительности в стране». В Докладе о глобальной конкурентоспособности каждая экономика мира ранжируется по 103 факторам, включая экономические показатели, законы и нормативные акты, внутриполитическую ситуацию, исследования и разработки, а также навыки населения.
Преимуществами России являются факторы, связанные с технологиями, высшим образованием и внедрением цифровых продуктов потребителями, барьерами для развития конкурентоспособности России являются коррупция, высокий уровень налогообложения, слабый доступ к финансам, строгое регулирование бизнеса и бюрократия. По сравнению с другими странами Россия заняла 22-е место по внедрению технологий, 32-е - по инновационному потенциалу и шестое по рыночному потенциалу (см. Таблицу 5). На другом конце шкалы Россия оказалась вне 100 лучших стран с точки зрения коррупции, открытости для международной торговли и доступа к финансам для предпринимателей.
Таблица 5
Показатели России в Рейтинге глобальной конкурентоспособности
ВЭФ 2019 г.
Показатели Индекса глобальной конкурентоспособности ВЭФ Место России
Место в рейтинге ВЭФ, в том числе: 43
Качество институтов 74
Инфраструктура 50
Макроэкономическая стабильность 43
Здоровье и начальное образование 97
Высшее образование и профессиональная подготовка 54
Эффективность рынка товаров и услуг 87
Эффективность рынка труда 62
Развитость финансового рынка 95
Уровень технологического развития 22
Размер внутреннего рынка 8
Конкурентоспособность компаний 53
Инновационный потенциал 32
Источник: Доклад о глобальной конкурентоспособности ВЭФ 2019 г.
Всемирный банк сократил перспективы роста в отношении стран СНГ, ВЭФ также выразил обеспокоенность по поводу способности стран Содружества противостоять следующему глобальному замедлению. Геополитический контекст является более сложным, чем в 2007 году, поскольку тупик в системе международного управления и обострение торговой и геополитической напряженности усиливают неопределенность, которая сдерживает инвестиции и увеличивает риск шоков поставок.
В рейтинге вовлеченности страны во внешнюю торговлю и в рейтинге по индексу экономической свободы лидирует Армения (68 и 47 место соответственно), далее следует Казахстан, Россия, Киргизия, Белоруссия (см. Таблицу 4). Показатель экономической свободы России составляет 58,9, что делает ее 98-й страной в Рейтинге по индексу экономической свободы 2019 г. Рост показателей «денежная свобода» и «права собственности» в рейтинге опережают снижение показателей «эффективность судебной системы» и «свобода торговли». Россия занимает 41-е место среди 44 стран европейского региона, и ее общий балл ниже региональных и мировых средних значений.
Противостояние российского правительства с Западом усилило статистические, националистические и протекционистские тенденции, задержав переход России от централизованно планируемой экономики к более рыночной системе. Реформы подчинены императивам политической стабильности и долголетия правительства. Частный сектор изолирован от структурных и институциональных ограничений, вызванных постоянно растущим вторжением правительства на рынок. Крупные государственные учреждения и неэффективный государственный сектор доминируют в экономике. Судебная система уязвима для коррупции, а слабая защита прав собственности подрывает перспективы оптимального долгосрочного экономического развития.
Слабые права собственности России препятствуют экономическому прогрессу и сдерживают иностранные инвестиции. Верховенство закона не поддерживается последовательно по всей стране, и судебная власть сталкивается с сильным политическим давлением со стороны исполнительной власти. Коррупция широко распространена в высоко централизованном и авторитарном правительстве и в российском кумовском деловом мире. Средства массовой информации сильно ограничены, а отсутствие ответственности позволяет чиновникам действовать безнаказанно.
Совокупная стоимость экспорта и импорта в России равна 46,7 процента ВВП. Средняя применяемая тарифная ставка составляет 3,6 процента. По состоянию на 2018 года, согласно ВТО, в России действовало 225 нетарифных мер. Иностранные инвестиции в несколько секторов экономики ограничены. Финансовый сектор подвержен влиянию правительства. Около 78 процентов взрослых россиян пользуются официальными банковскими счетами.
Помимо этого, в рейтинге по уровню условий ведения бизнеса лидирует Казахстан, далее следует Россия, Белоруссия, Армения, Киргизия.
Далее, следует оценить место транснациональных компаний СНГ в мире. В рейтинге крупнейших ТНК Fortune Global 500 2019 года присутствует только российские компании – Газпром (42 место), Лукойл (50 место), Роснефть (86 место), Сбербанк (255 место).
Таким образом, конкурентоспособность стран СНГ отстает от уровня конкурентоспособности развитых стран. Россия лидирует в рейтинге глобальной конкурентоспособности среди стран СНГ: преимуществами российской экономики являются факторы, связанные с технологиями, высшим образованием и внедрением цифровых продуктов, барьерами для развития конкурентоспособности России являются коррупция, высокий уровень налогообложения, слабый доступ к финансам, строгое регулирование бизнеса и бюрократия. В рейтинге вовлеченности страны во внешнюю торговлю и в рейтинге по индексу экономической свободы лидирует Армения среди стран СНГ, а в рейтинге по уровню условий ведения бизнеса лидирует Казахстан.

Заключение и вывод

В ходе исследования было выявлено место и роль стран СНГ в мировой экономике. Проанализировав ряд абсолютных и относительных показателей, можно сделать вывод о значительном влиянии стран СНГ на современные международные экономические отношения. Однако, в результате снижения цен на энергоресурсы и дестабилизацию геополитической обстановки в мире (смена власти в Украине, присоединение Крыма к России, война в Сирии), а также введения антироссийских санкций западными странами доля стран СНГ в мировом ВВП и мировом экспорте товаров и услуг значительно снизилась. В лидирующую группу экономик СНГ входят Азербайджан, Беларусь, Казахстан, Россия, Туркменистан, Узбекистан, Украина. Разрыв между ними и остальными членами Содружества весьма велик. Правительствам стран СНГ следует обратить особое внимание на такие ключевые направления усиления влияния СНГ на мировую экономику, как повышение глобальной конкурентоспособности стран, а также рост экспорта несырьевого сектора, в частности высокотехнологичной продукции.
Глобальная конкурентоспособность стран СНГ отстает от уровня конкурентоспособности развитых стран. Россия лидирует в рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ среди стран СНГ: преимуществами российской экономики являются факторы, связанные с технологиями, высшим образованием и внедрением цифровых продуктов, барьерами для развития конкурентоспособности России являются коррупция, высокий уровень налогообложения, слабый доступ к финансам, строгое регулирование бизнеса и бюрократия. В рейтинге вовлеченности страны во внешнюю торговлю и в рейтинге по индексу экономической свободы лидирует Армения среди стран СНГ, а в рейтинге по уровню условий ведения бизнеса лидирует Казахстан.
Проанализировав интеграционные процессы в рамках СНГ, следует отметить, что усиление интеграции возможно только при обеспечении тесной координации деятельности стран-участниц СНГ. В настоящее время государства-участники самостоятельно определяют приоритеты развития своих национальных экономик. Это в значительной степени снижает интеграционный эффект стран СНГ, приводит к утере потенциальных темпов экономического роста как всей организации, так и ее отдельных участников. Необходима разработка единой долгосрочной стратегии развития ЕАЭС, предусматривающей формирование полноценного экономического союза на основе сочетания конкурентных преимуществ государств-членов и реализации совместных проектов.
Несмотря на различия в масштабах и уровнях развития экономик в рамках СНГ, данные государства обладают общими проблемами, от решения которых зависит, как будут развиваться страны постсоветского пространства на мировой арене. Страны СНГ обладают и сильными сторонами, которые также имеют много общего. К ним относятся: запасы природных ресурсов; географическое положение и размер рынка. Если учесть, что объем взаимных прямых инвестиций между странами СНГ увеличится посредством совместных усилий государственной политики, то это будет способствовать развитию экономического сотрудничества в рамках изучаемого региона.
Достижение успешного сценария долгосрочного развития стран СНГ возможно в случае использования всех интеграционных возможностей изучаемого региона. Для обеспечения устойчивого экономического роста в рамках постсоветского пространства необходимо разработать эффективные экономические меры в области привлечения иностранных инвестиций, комплексную государственную инвестиционную политику, которая основывается на принципе гарантированности и стабильности. Инвестиционная политика должна обладать четкими целями социально-экономического развития, решаемых на основе привлечения долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ