Семья и брак в Афинах

Цели и задачи

Целью настоящей курсовой работы является изучение брачно-семейных отношений в Афинах.

Введение и актуальность


Развод был почти неизвестен в древние времена Греции, он стал очень частым явлением в классическую эпоху, и даже настолько частым, что греческие ораторы рассматривают приданое как необходимую меру для придания прочности брачному союзу. Так, об этом говорит Сократ, сетуя, что часто муж оставлял у себя жену только потому, что опасался обязанности вернуть приданое в случае расторжения брака.
В Древней Греции развод мог совершаться в двух формах. То есть, расторжение брака было возможно по инициативе как мужа, так и жены. Греки называли «отсылкой» развод по требованию мужа и «оставлением» развод по желанию жены.
Первый не был подчинен никаким формальностям. Муж имел право в любой момент отослать свою жену обратно, и это происходило безо всякого вмешательства государственной власти; в этом случае жена возвращалась к своему отцу или опекуну, а дети оставались у мужа. Обычно это «удаление» жены из дома происходило в присутствии нескольких свидетелей, хотя это правило и не было обязательно.
Что же касается жены, то при желании развода она не могла поступать так самостоятельно. Требовалось, чтобы она обратилась к архонту, а архонт утверждал требуемый ею развод только при представлении письменных доказательств обоснованности ее требования. Как ни проста была эта формальность, она все же являлась очень затруднительной для женщины в том зависимом положении, в каком она находилась тогда. Кроме того, общественное мнение, как правило, осуждало женщин, требовавших развода.
Таким образом, развода можно было добиться или с обоюдного согласия обоих супругов, или по желанию одного из них и помимо воли другого. В последнем случае тот из супругов, кто отказывался от развода, мог начать против другого гражданский процесс.
Развод мог состояться даже по требованию третьего лица. К примеру, отец мог развести свою дочь с ее мужем как для того, чтобы взять ее к себе обратно, так и для того, чтобы выдать ее замуж за другого. После смерти отца самый ближайший ее родственник мог заставить ее покинуть своего мужа и взять его в мужья.
Муж мог выдать свою жену замуж за другого человека и, видимо, для этого не требовалось даже ее согласия.
Последствием развода было возвращение приданого, за исключением, тех случаев, когда развод вызывался неверностью жены. В случае промедления с возвратом приданого муж обязан был платить штраф из расчета восемнадцать процентов в год от стоимости приданого.
Ребенок, родившийся после развода, но зачатый до него, считался в принципе ребенком мужа, однако муж мог и не признать его, если были основания сомневаться в отцовстве или же если на то не было его желания.
Тот из супругов, кто потребовал развода, не мог вступить в новый брак с лицом моложе разведенного.
Таким образом, заключение и расторжение брака осуществлялось в упрощенном порядке, брак считался священнодействием, а приданое невесты служило для укрепления семейно-брачных отношений.
2 Имущественные правоотношения в афинской семье

Заключение и вывод

Необходимым условием признания законности брака было достижение совершеннолетия – 18-20 лет (в Спарте – 30 лет), браки между гражданами разных греческих государств признавались действенными. Брак запрещался с душевнобольным и несвободным. Разрешались браки кровных родственников – брат женился на сестре, дядя – на племяннице. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. Лишь позднее, в эллинистических государствах наступит запрещение кровосмешения и браки между родственниками. Брачная процедура сводилась к заключению договора жениха с отцом или опекуном невесты, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Жених был обязан уплатить за невесту, а она приносила в дом мужа приданое. После свадьбы законным представителем жены становился муж; женщина не могла от собственного имени заключать сделки и выступать в суде. Упрощенной была процедура заключения брака в Спарте (кстати, так же, как и развод). Можно было иметь две жены; несколько братьев могли иметь общую жену.
Положение греческой женщины в семье и в обществе было приниженным. Исключение представляла Спарта. Здесь женщины занимали важное положение в обществе, оказывали большое влияние на ход государственных дел, что объясняется главным образом остатками матриархата. Развод для мужчины был совершенно свободным, для женщины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона была почти неограниченной. Впоследствии она ослабевала, но оставалась значительной.
Брак в афинском государстве не имел отношения к индивидуальной любви, а оставался лишь браком по расчёту. Этот так называемый союз становится первой формой брака, где в основу легли не естественные, а экономические условия. Греки провозгласили цель брака в господстве мужав семье и рождении детей для унаследования его богатства.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ