Место и роль государственной собственности в экономике России

Цели и задачи

целью данной курсовой работы является рассмотрение роли и значения государственной собственности в рыночной экономике.

Введение и актуальность


Второй по значению мотив - стремление повысить эффективность национальной экономики за счет структурной перестройки, увеличив долю более производительного частного сектора. Третий мотив - повышение конкурентоспособности национальной экономики. И, наконец, четвертый - чисто идеологический, для сторонников рыночных решений проблем. В этом отношении британский опыт противостояния лейбористов и тори можно рассматривать как классический случай[6, С. – 178-179].
Совершенно ясно, что такая масштабная приватизация не могла не сократить предпринимательскую деятельность государства. Если до этого наблюдалась тенденция к росту государственного участия в предпринимательстве в целом во всей группе развитых капиталистических стран, то в 80-е годы наступил явный перелом.
Данные о доле государственного сектора в национальном богатстве развитых стран Запада противоречивы и фрагментарны, что связано более всего с трудностями их учета. Приведем некоторые оценки. В середине 80-х годов удельный вес госсобственности всех видов в материальном богатстве США оценивался в 20%, хотя в обрабатывающей промышленности на долю госсектора приходился всего лишь 1% капитала (активов). Доля государства в национальном богатстве Японии оценивается примерно такой же цифрой, а в производственном капитале (активах) промышленности и сельского хозяйства - примерно в 2%. Во Франции доля государства в национальном богатстве за тот же период оценивалась примерно в 40%. Самыми огосударствленными экономиками (по совокупности всех критериев) среди развитых западных стран до 1995 г. были Португалия, Италия, Австрия, Франция и Швеция.
Доходы от приватизации за те же пять лет составили по другим странам составили (млрд. долл., в скобках - отношение приватизированных активов к ВВП в среднем за год, %): в Германии более 27 (0.4), Японии - примерно 23 (0.12), Швеции - более 4 (0.4), Австралии - 4.5 (0.3), Канаде - 5.7 (около 0.2), Испании -2.7 (0.9), Голландии - 2.4 (0.15), Италии - 3.4 (0.4), Португалии - 1.3 (1.1), Мексике - более 20 (1.7), в Аргентине - более 9 (1.3%). Для сравнения: в России доля доходов от приватизации в консолидированном бюджете (его доходной части) составила в 1993 г. всего 0.4%, в 1994 г. – даже 0.1%.
Так называемая консервативная волна 90-х годов была реакцией на заметное снижение эффективности госпредпринимательства и избыточного вмешательства в экономику. В спорах по поводу роли государства в решении социально-экономических проблем в большинстве индустриально развитых стран Запада взяли верх противники дальнейшего огосударствления. Роль государства как предпринимателя существенно сократилась. Соответственно уменьшилась его доля в национальном промышленном и финансовом капитале[16, С. – 203-204].

Заключение и вывод

В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы, касающиеся роли и значения государственной собственности в рыночной системе хозяйствования. Эти вопросы рассматривались на основе анализа данных по развитым странам, также были рассмотрены вопросы госсобственности в рамках Российской Федерации, на основании чего можно сделать следующие выводы:
Огосударствление предпринимательской деятельности имеет свои пределы, которые зависят от соотношения эффективности предприятий двух секторов. Как всякие социально-экономические процессы, этот процесс также носит колебательный характер и представляет собой часть адаптационного механизма, который реагирует на множество сопряженных факторов. Мы выделяем один — эффективность предприятий двух секторов, хотя их и много. Поэтому из факта, что доля государства в предпринимательской деятельности нации в индустриально развитых странах Запада за последние два десятилетия снизилась, еще не следует, что мы наблюдаем принципиально новую долговременную тенденцию. Возможно, что эта небольшая в историческом плане корреляция скоро сменится на противоположную. Однако более вероятно, что этот перелом тенденции означает переход социально-экономической динамики в новый долговременный режим, параметры которого априорно определить невозможно.
Усиление перераспределительных функций государства (то есть как потребителя произведенного дохода) также имеет свои пределы.
Наличие количественных пределов предпринимательской и распределительной функций современного государства означает, что основными рычагами воздействия государства на экономику и в целом на социальные процессы все более становятся правовые и институциональные.
Существует обратная зависимость между уровнем государственного вмешательства в экономику в уровнем национального дохода на душу населения. Здесь причиной выступает именно вторая сторона рассматриваемой зависимости: чем выше эффективность экономики (и тем самым выше душевые показатели национального дохода), тем ниже степень государственного вмешательства (в двух рассматриваемых формах - государственного предпринимательства и перераспределения произведенного дохода) в экономику. Из этого может родиться искушение поставить уровень экономического развития страны в зависимость от степени государственного вмешательства в экономику. Все же, представляется, это - ложное искушение.
Две рассмотренные здесь функции государства в экономике - производительная и распределительная могут развиваться разнонаправленно. Пределы расхождения не вполне выяснены. Гносеологическим препятствием решения проблемы является, во-первых, их анализ без учета развития «институционально-правовой» функции государства, во-вторых, отсутствие количественного выражения этой третьей функции.
Пройдет еще немало лет, прежде чем перед нами предстанут результаты реформ Российской экономики. Для этого все россияне должны осознать всю сложность теперешней ситуации и приложить все усилия, чтобы реформы осуществлялись в интересах всего населения России, а не для узких финансовых и криминальных структур. Короче, успешное развитие экономики, выход её на уровень развитых стран зависят от совместных действий всего населения России, от каждого из нас.
Хотелось бы отметить, что нельзя сворачивать с правильно выбранного, как мы думаем, пути. Ведь окончательный переход к рынку является показателем демократизации России, предоставления свободы экономической деятельности каждому человеку и укрепления прав собственника. Данные категории выступают самыми яркими показателями возрождения России. И пусть переход к рынку у нас происходит иногда очень болезненно, медленно, что, впрочем, естественно, однако мы уверены, что, если пройдём весь этот трудный путь до конца, Россия будет цивилизованным государством во всех отношениях.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ