Личностные особенности детей младшего школьного возраста с заиканием

В.И. Селиверстов представил психическую модель феномена фиксированности заикающихся на своих речевых запинках в сложном взаимодействии всех психических процессов. В рамках этой модели можно проследить всю последовательную цепочку формирования этой «зацикленности» на спотыкании: от первых ощущений и эмоционального реагирования на свои речевые запинки к целостному, осознанному восприятию и образованию представлений, понятий, запоминания картин и случаев трудной речи, а потом развитие воображаемых трудностей и ожидание самого заикания. Таким образом, феномен фиксированности может быть определен как отражение объективно существующего дефекта (запинок в речи) во всей психической деятельности заикающегося человека [30].
Исследования Г.А. Волковой взаимоотношений в семье заикающегося ребенка показали некоторые изменения в характере детей с появлением заикания: проявление агрессивности, появление некорректных слов, резкий отказ от речи, от игр.
Неправильная речь заикающихся и особенности их поведения сказываются на развитии игровой деятельности школьников. Они чаще выступают в роли зрителей или берут на себя подчиненные роли, отказываются от игр со сверстниками. Иногда, наоборот, в играх проявляются повышенная фантазия, распущенность, не критичность к своему поведению. Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающегося ребенка к коллективу сверстников, лишает его радостного настроения. Недостаточно развитая речь, возможные нарушения движений затрудняют полноправное участие заикающихся детей в играх, способствуют фиксации на своем дефекте.
Также для заикающихся школьников показательны несформированность игровых умений и навыка коллективного общения, снижение активности, бедность игровых замыслов. Эти особенности обусловливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей, Г.А.Волкова [19].
У школьников степень фиксированности на дефекте начинает формироваться под воздействием «особого положения», в которое их ставят педагоги. Такого ребенка стараются не спрашивать или спрашивать не особо строго, часто помогая ему ответить. Ребенок и другие дети в группе или классе сразу ощущают такое выделение, появляется психологический барьер. Ребенок чувствует себя не таким как все, но самостоятельно изменить ситуацию он не в силах, поэтому остается со своей проблемой один на один.
Можно выделить следующие психолого-педагогические особенности заикающихся:
заниженная самооценка;
преобладание тревожности, мнительности, боязливости, стремление оставаться в «тени»;
страх речевого общения и вытекающие из этого последствие (отсутствие прямого взгляда, неуверенная поза, лишние жесты и т.д.);
отсутствие инициативы, пассивность;
предпочтение виртуального общения реальному.
В дальнейшем психолого-педагогические особенности имеют тенденцию к нарастанию, влияют на выбор профессии, хобби, дружеского окружения.
Заикание, затрудняя свободное речевое общение ребенка с окружающими людьми, накладывает отпечаток на все поведение ребенка, на всю его личность [38]. Не имея возможности свободного речевого общения с окружающими, начиная осознавать свой дефект, ребенок, в результате, под влиянием перенесения целого ряда психических травм, становится замкнутым, необщительным, пугливым, стремится к уединению.
На имеющееся у детей младшего школьного возраста нарушение общения и связанные с ним изменения личности указывает в своих исследованиях E.H. Садовникова, которая при этом отмечает, что логофобии в этом возрасте наблюдаются редко. Однако присутствие отрицательных психических состояний в момент коммуникации влияет даже на развитие невербальных навыков общения [12].
Исследования, проводимые И.Ю. Абелевой, P.E. Левиной, С.А. Мироновой, H.A. Чевелевой, A.B. Ястребовой, направлены на изучение проявлений заикания в тесной связи с особенностями коммуникативной ситуации и реакции на нее ребенка, которые определяют его речевое поведение. Особенности произвольной деятельности, повышенная возбудимость, лабильность нервных процессов или их заторможенность, неустойчивость и истощаемость психических процессов, пониженная способность к отсроченной реакции у заикающихся ведут к отставанию в развитии регуляторной функции внутренней речи и в целом неблагоприятны для овладения развитыми формами речевой коммуникации.
Необходимо отметить, что степень фиксации на речевом дефекте далеко не всегда определяется тяжестью речевых судорог и больше зависит от личностных особенностей заикающегося и типа заикания. В любом случае, степень тяжести заикания может устанавливаться по максимальному проявлению одного из компонентов – моторного или психологического. При анализе ответов данной категории детей мы наблюдали разную степень тяжести заикания (т.е. проявления моторного компонента) в зависимости от присутствующих в кабинете людей и знакомства с речевым материалом. Психологический компонент заикания обычно оценивается при работе с подростками и взрослыми, но необходимо отметить, что дети также могут демонстрировать разное состояние речи, что обусловлено внешними факторами. Таким образом, одно и то же задание может быть выполнено на максимальное количество баллов или на минимальное, что справедливо и для интонационной выразительности в разных ситуациях.
Таким образом, заикание неизбежно накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Л.З.Арутюнян называет работу логопеда работой реставратора, который постепенно как бы расчищает картину от наслоений и проявляет истинное лицо человека [3]. А при работе со школьниками задача логопеда носит превентивный характер – не допустить личностных деформаций ребенка, дать ему возможность реализовать свои мечты и планы, проявить свой потенциал.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ