легальное ограничение прав

Цели и задачи

Целью исследования является комплексный анализ проблем ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Введение и актуальность


Право каждого гражданина Российской Федерации свободно выезжать за пределы РФ закреплено в статье 27 Конституции. В то же время Конституция предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничения на выезд из страны устанавливаются исключительно законом либо указом президента.
В статье 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" закреплены положения, допускающие временное ограничение права граждан на выезд из РФ.
Право гражданина России на выезд из страны может быть временно ограничено в случае, если он допущен к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, если он призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы, если он является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого, если он осужден за совершение преступления, если уклоняется от исполнения обязательств, наложенных судом (о взыскании алиментов, задолженности по кредитам, государственной пошлине и т.д.).
В случае наличия обстоятельств угрозы жизни и здоровью граждан РФ за границей федеральные органы власти могут давать рекомендации о небезопасности посещения той или иной страны и вправе рекомендовать временно не выезжать в данную страну (ст. 14 ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ").
Причинами рекомендаций непосещения той или иной страны могут быть природные катаклизмы, стихийные бедствия, политическая ситуация, войны, эпидемическая ситуация.
Согласно положению "О министерстве иностранных дел Российской Федерации", одной из задач министерства является защита прав, свобод и интересов граждан РФ за рубежом.
На официальном сайте министерства регулярно публикуется информация о чрезвычайных ситуациях в странах мира.
Помимо МИД РФ еще одно федеральное ведомство выступает с собственными предостережениями и даже попытками запретов для выезжающих за рубеж граждан - это Роспотребнадзор.
В соответствии с Федеральным законом РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г., Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должна проводить предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения.
Можно сделать вывод, что Право гражданина Российской Федерации на выезд из страны может быть временно ограничено в случаях, если он:
допущен к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с законом Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать 5 лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, — до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с законом.
в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;
задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
осужден за совершение преступления — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;
уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из Российской Федерации - до решения вопроса в срок не более 1 месяца органом, оформляющим такие документы.
Государство должно обеспечить реализацию необходимых стратегических с точки зрения национальной безопасности задач иным способом, не прибегая к мерам, которые по сути являются грубым нарушением прав человека, а по своему воздействию будут нести скорее не обучающий, а тоталитарный характер. В подобных условиях не будет восстановлена законность, а просто будут напуганы люди, к которым в другой стране, возможно, проявят более цивилизованный подход.

Заключение и вывод


Права и свободы, предоставленные каждому Конституцией РФ и международно-правовыми актами, не беспредельны. Права человека, являющиеся общечеловеческим достоянием, не должны ограничиваться, однако, в случаях, когда это необходимо, государство должно устанавливать четкое обоснование, конкретные пределы введения ограничений прав и цели возможных отступлений от тех прав, которые защищены международными соглашениями.
Ограничения основных прав и свобод образуют определенную систему и включают:
а) ограничения общего характера. Они касаются общего конституционно-правового статуса и определяют допустимые пределы изъятий из основных прав и свобод и цели, которым такие изъятия должны быть соразмерны (ст. 55, 13, 19, 29 и др. Конституции РФ);
б) ограничения основных прав в условиях чрезвычайного положения (ст. 56 Конституции РФ, законодательство о чрезвычайном положении).
Одновременно Конституция определяет пределы усмотрения законодателя, следовательно, исполнительной и судебной власти, перечисляя права и свободы, которые не подлежат ограничению (ч. 3 ст. 56);
в) ограничения основных прав и свобод, обусловленные особенностями правового статуса отдельных категорий граждан (должностные лица, военнослужащие, лица, отбывающие уголовное наказание в местах лишения свободы и т.п.) и их отношений с государством. В последнем случае пределы возможных ограничений, как правило, Конституцией не определены. Они могут устанавливаться законодателем и должны быть оправданы природой этих отношений, а судом проверяются с учетом единства Конституции и ее распространения на всех граждан, необходимости соблюдения законодателем принципа соразмерности ограничений специальному статусу данных категорий граждан.
Легальное ограничение права можно охарактеризовать, как осуществляемое в соответствии с нормативно-правовыми актами и в установленном порядке сужение его объема. Основаниями ограничения прав человека как в условиях Российской Федерации, так и во всех странах мира не должны являться: национальность, пол, раса, вероисповедание, политические убеждения, за исключением фактов совершения преступлений и иных противозаконных действий.
Признаками легальных ограничений прав может выступать:
1) связь с неблагоприятными условиями (угрозой или лишением определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта либо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противной стороны правоотношения и общественных интересов в охране и защите (интересов правопорядка);
2) уменьшение объема возможностей, свободы, прав личности;
Целью ограничений прав человека и гражданина является защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Легальное ограничение избирательных прав предусматривает недопущение роста криминальности в органах публичной государственной власти и, также, ограничение данных прав не дает возможности занимать высшие должности власти агентам влияния зарубежных стран. С помощью этого стабильно развивается суверенитет и устойчивость Российской Федерации.
Ограничения на выезд из страны устанавливаются исключительно законом либо указом президента. Причинами рекомендаций не выезда из РФ в другую страну могут быть природные катаклизмы, стихийные бедствия, политическая ситуация, войны, эпидемическая ситуация.
Режим военного положения включает в себя комплекс мер, направленных на создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ.
Режимы военного и чрезвычайного положения рассматривают вопросы организации управления, а также они не относятся к мерам в деятельности правоохранительных и военных органов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ