Речевой портрет блоггера

Цели и задачи

Цель работы – создать речевой портрет видеоблогера, выявить особенности речевого поведения этой публичной языковой личности.

Введение и актуальность


Смысл существования блогов неразрывно связан с регулярными публикациями материалов, которые зрители будут иметь возможность оценить и обслужить в комментариях [Лагошина, Саева, 2018, С. 52–53]. Как следствие, можно сделать вывод об оценочном характере блока как речевого жанра. Это означает, что автор блога преследует коммуникативную цель – сообщить интересующую его информацию окружающим, тогда как читатели/зрители могут эту информацию оценить посредством комментариев.
Авторов или ведущих блогов обычно называют «блогерами». Блогером может стать любой человек, ведущий собственный блог. Посредством блога блогер транслирует свое речевое поведение на зрителей. Ведение блога позволяет человеку показать себя именно таким, каким он хочет, поскольку единственным источником информации о нем для зрителя является речь блогера, воплощенная в электронный текст. Как отмечает М. Э. Рябова, особенностью языковой личности блогера является ее «функционирование благодаря технической системе, которая имеет вербальное воплощение и предоставляет широкие возможности для реализации желаемого образа» [Рябова, 2018, С. 3]. Важным фактором представляется фактор удаленности, благодаря которому блогер может устанавливать контакт с различными людьми, вне зависимости от их удаленности от него. Удаленность также обеспечивает возможность блогера маскироваться под свой виртуальный образ, без риска раскрытия своей настоящей личности. Что касается языка блогера, то он по своей сути является смешением различных стилей. Язык блогера может включать как нейтральные средства литературного языка, так и разговорные формы, и даже элементы высокого литературного стиля, если их применение обусловлено тематикой блога.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что блог по отношению к автору выполняет целый ряд функций, к числу которых относятся:
a) коммуникативная функция (с помощью блога автор может коммуницировать с неопределенно большим кругом людей);
б) самопрезентационная функция (с помощью блога автор может формировать собственную виртуальную личность);
в) развлекательная, образовательная и др., в зависимости от целей блога.
Несмотря на то, что блогером может стать любой желающий, необходимо отметить, что это должен быть человек, мнение которого может быть интересно другим людям, прежде всего, благодаря информированности и компетентности автора в своей области. Важную роль играет также способность увлечь и заинтересовать зрителя, вовлечь его в коммуникацию [Интернет-пространство: речевой портрет пользователя: коллективная монография, 2012, С. 56–57].
Анализ содержания различных блогов в сети Интернет показывает, что разные авторы демонстрируют разную степень владения языком и разной степенью осведомленности о материале. Представляется, что человек, на регулярной основе ведущий блог (текстовый или видеоблог), должен обладать рядом необходимых качеств, например, определенным уровнем образования, культурным запасом и даже наличием некоторого житейского опыта, а также развитыми языковыми способностями.
На наш взгляд, не характеризующаяся наличием вышеперечисленных качеств личность способна вполне вести блог, однако внутреннего содержания этой личности не хватит на то, чтобы осуществлять самобиографирование и самоинтерпретацию (если речь идет о личном блоге) на протяжении долгого времени, а без интересного материала и – что не менее важно – без грамотной его подачи данная личность не сможет обеспечить интерес к своим высказываниям со стороны других людей, а без читателей/зрителей не сможет существовать и сам блог, поскольку этот жанр существует именно за счет общения автора и его аудитории. Таким образом, при отсутствии у блогера развитых коммуникативных навыков и определенного круга зрителей/читателей, которых интересует публикуемый блогером материал, деятельность его проекта будет непродолжительной.
На основании изложенного материала можно сделать вывод о том, что блог как речевой жанр существенно отличается от ведения дневника, с которым его часто отождествляют. В то же время, ввиду существенных расхождений между ними с точки зрения коммуникативной цели, можно заключить, что ведение дневника и ведение блога представляют собой разные жанры. Блогером сегодня может стать любой человек, однако продолжительность начинания автора, успех его блога, будут зависеть целиком и полностью от языковых компетенций блогера, его словарного запаса, грамотности и уровня владения материалом, которым он делится в своем блоге.
Вывод по Главе 1.
Речевое портретирование находится в неразрывной связи с языковой личностью. Речевое поведение языковой личности предопределяет выбор ею, в зависимости от ситуации, определенных форм лексических, грамматико-синтаксических категорий, которые отражают индивидуальность этой языковой личности, ее речевой опыт. Создание речевого портрета, в свою очередь, предусматривает составление характеристики речевого поведения языковой личности, предусматривающей его рассмотрение на всех уровнях языковой компетенции. Средством выражения речевого поведения языковой личности может являться блог. Ведение блога представляет собой целый речевой жанр, способствующий солидаризации людей, объединенных каким-либо интересом. Автору блог позволяет создать собственную виртуальную личность, которая взаимодействует с множеством людей, разделяющих интересы автора, позволяя автору формировать у зрителей определенное представление о своей личности посредством своей речи, используя языковое оформление предлагаемого аудитории контента в качестве основного средства самопрезентации. Язык блогера разнообразен: он может включать в себя как разговорные, так и нейтральные средства литературного языка, а в ряде случаев – и элементы высокого литературного стиля. Несмотря на то, что для авторства блога не существует каких-либо ограничений, необходимо признать, что долгосрочное и успешное ведение блога требует наличия развитых коммуникативных навыков, наличия у блогера речевого опыта, умения делать правильный выбор форм лексических, грамматико-синтаксических категорий, в зависимости от ситуации. Представляется, что не владеющая указанными навыками личность вполне может начать вести свой блог, однако деятельность ее проекта вряд ли будет продолжительной.

Заключение и вывод

В настоящей работе рассмотрены особенности речевого портрета видеоблогера RiGgetGames.
Комплексное описание языковой личности блогера в различных аспектах позволило сформировать мнение о нем, как о сформировавшейся публичной языковой личности, прошедшей десятилетний путь развития на просторах видеохостинга YouTube и неоднократно экспериментировавшей с жанрами и стилями подачи материала. На сегодняшний день самыми популярными форматами на каналах RiGgetGames являются прохождения видеоигр (в том числе «живые прохождения»), а также большие обзоры, ориентированные преимущественно на игровые новинки. Именно анализ текстовой составляющей обзоров, с точки зрения фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса, позволяет сделать вывод о том, что речевое поведение RiGgetGames не только отличается от речевого поведения большинства геймеров (прежде всего, за счет описательного характера речи блогера, оперирования более сложными грамматико-синтаксическими конструкциями, при прочих равных лексических предпочтениях) – оно также значительно изменилось в сравнении с подходом, применявшимся RiGgetGames в начале своего творческого пути. На сегодняшний день о блогере можно говорить, как о специалисте, разбирающемся в особенностях и тенденциях развития игровой индустрии, вокруг которого сформирована устоявшаяся зрительская аудитория. Автор, в последние годы все чаще обращающийся к журналистскому стилю изложения своих материалов, все же не отказывается от такого элемента геймерского лексикона, как сниженная лексика, однако ее применение обусловлено, прежде всего, желанием разнообразить речь, а также стремлением разговаривать на одном языке со своей аудиторией. Мат в блогосфере RiGgetGames допускается только в соответствии с принципом уместности его использования и не используется в качестве инструмента привлечения широких зрительских масс, что представляется крайне ценным качеством выпускаемого RiGgetGames контента. Также нельзя не упомянуть о том, что в своем речевом поведении блогер придерживается стратегий обеспечения зрителей качественным развлекательным контентом и обеспечении солидаризации аудитории на основе общих интересов в игровой сфере, что с тактической точки зрения обеспечивается посредством создания для зрителей комфортной атмосферы доброжелательности, в условиях которой, что немаловажно, их интересы принимаются во внимание, а их активность поощряется автором блога. Все это в совокупности, на наш взгляд, обеспечивает RiGgetGames творческое долголетие на просторах YouTube и позволяет блогеру сохранять основной костяк лояльной аудитории, несмотря на огромное количество похожего контента, предлагаемого другими блогерами.
Представляется, что в рамках одной работы невозможно осветить все направления, связанные с исследованием и описанием речевого портрета блогера. Перспективой исследования может стать описание коммуникативного взаимодействия блогера с массовой аудиторией с помощью системы комментариев в рамках трансляций «живых прохождений» на стриминговой платформе Twitch.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ