Конкуренция:сущность,формы и методы.Особенности конкуренции в современных условиях.

Цели и задачи

Цель данной курсовой работы заключается в изучении сущности конкуренции, рассмотрении ее форм и методов, а также особенностей, характерных для современного этапа развития экономики.

Введение и актуальность


Так как конкуренция, при всем несовершенстве некоторых ее механизмов, является эффективным инструментом на службе экономического прогресса, государство заботится о ее защите и препятствует возникновению нежелательных монополизаций во всех отраслях хозяйственной деятельности. В настоящее время в России действует вступивший в силу 26 июля 2006 года Федеральный закон 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Теперь рассмотрим внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция компаний одной отрасли (одного сегмента) за сверхприбыль.
Ее основные функции:
- урегулирование цены товара на рынке;
- стимулирование развития научно-технического прогресса;
- экономический пинок производителю для повышения эффективности;
- отсечение слабых, неконкурентных производителей;
- минимизация лидерской власти на рынке.
Межотраслевая конкуренция – борьба за капитал между участниками разных отраслей с одинаковыми условиями производства. Ее основные функции:
- модернизация отраслей за счет новых прогрессивных производственных мощностей;
- увеличение объемов производства;
- оптимизация отраслевой экономики.
Рассмотрим теперь что такое добросовестная и недобросовестная конкуренция и какие методы она использует.
В процессе соперничества компаний действуют строгие правила. Некоторые из них носят этическую направленность, другие же четко прописаны в законодательствах, в частности антимонопольном, антидемпинговом или направленном против промышленного шпионажа. При этом свою специфику имеют практически все виды рынков. В зависимости от метода конкуренции, пресекаются попытки ценового сговора, нарушения патентной чистоты и установления скрытого монополизма.
Примером недобросовестного метода борьбы за рынки сбыта может служить запрещенный, но все же практикуемый по причине трудной доказуемости метод демпинга, выраженный в злонамеренном уменьшении цены (даже ниже себестоимости) с целью «удушения» других участников рынка, не имеющих финансовых возможностей нести убытки в течение длительного времени.
Существуют многие другие порицаемые и преследуемые в уголовном порядке методы обретения рыночных преимуществ, вплоть до нанесения ущерба деловой репутации, или даже диверсий.
Все способы конкурентной борьбы, не преследуемые по закону, относятся к дозволенным и добросовестным.
Как свидетельствует мировой опыт, запретные методы борьбы за рыночные преимущества дают чаще всего кратковременный эффект. Как правило, демпинг, шпионаж и прочие акты недоброжелательности оборачиваются против самих же их инициаторов. В противовес этим неблаговидным способам достижения доминирования, вполне дозволенные и одобряемые обществом технологии, демонстрируют устойчивую результативность. Среди них:
1. Грамотный маркетинг. Под ним понимается, в первую очередь, проведение исследований рынка с целью выявления продуктов и услуг, сбыт которых не составляет проблемы. На основании этих изысканий составляется бизнес-план, выполнение которого обеспечивает устойчивое доминирование в течение длительного срока. При этом следует учитывать, что маркетинг не является одномоментным мероприятием, а работы по его осуществлению должны вестись постоянно;
2. Выявление новых рынков сбыта. Самое естественное действие в условиях ожесточённого соперничества и товарной перенасыщенности – поиск мест на географической карте, куда конкуренты еще не успели добраться. Ярким примером может служить открытие некоторыми российскими банками филиалов в отдаленных и небольших городах;
3. Технологические инновации. Продукт, обладающий уникальными потребительскими свойствами, дает производителю существенные конкурентные преимущества.
4. Обучение кадров. Чем выше квалификация специалистов, работающих на предприятии, тем эффективней их труд. Эта истина кажется азбучной, но, к сожалению, далеко не все руководители бизнеса (даже крупного) осознают важность этой составляющей общей конкурентной стратегии.
5. Изучение чужого опыта. Возможно, кому-то покажется, что речь идёт о промышленном шпионаже, но это не совсем так. Конечно, очень заманчива идея овладеть чужими секретами недозволенными способами, но и анализ открытых источников дает богатую почву для размышлений. Хороший опыт следует заимствовать, а ошибок, допущенных конкурентами, можно избежать, если о них знать;
6. Правильная реклама. Удачно проведенная выставка или презентация, талантливый слоган, успешная кампания по продвижению коммерческого продукта – эти инструменты уже давно стали настолько привычными средствами конкурентной борьбы, что велик соблазн их даже не упоминать. Тем не менее, как показывает практика, подход к рекламе, даже если она есть и на нее тратятся солидные средства, не всегда соответствует степени ее важности.
Как уже указывалось, деление конкуренции на ценовую и неценовую производится по критерию степени развития рынка. Иными словами, принцип «чем дешевле, тем лучше» преимущественно действует в тех секторах рыночной экономики, в которых не достигнут высокий прогресс (главным образом технологический) либо платежеспособность потенциальных потребителей крайне низка.
В других, более благоприятных условиях, в большей степени действуют неценовые факторы (качество, функциональность, уникальные свойства, престижность бренда и пр.)
Состояние ценовой конкуренции – это ситуация, при которой продавцы предлагают покупателям приблизительно равные по качеству, долговечности, внешнему виду и прочим свойствам товары (или сходные по всем параметрам услуги), имея возможность исключительно стоимостного манипулирования.
Методы, благодаря которым может быть достигнуто ценовое преимущество, могут быть различными: поставки напрямую от производителя, большие объемы закупок, личные связи и др.
Неценовой вид конкуренции свойствен областям экономики, в большей степени «продвинутым», где производители способны обеспечивать качественные и функциональные преимущества, за которые потребитель готов платить дополнительно.
Исходя из вышеуказанного, неизбежен вывод о том, что при всей значимости стоимостного фактора, оказывающего большое влияние на процесс завоевания рыночного доминирования, неценовая конкуренция характеризуется большим разнообразием форм и методов ведения борьбы.
Конкуренция – неотъемлемая часть рыночных отношений, и правила ее медленно, но неуклонно, совершенствуются с целью придания процессу максимально возможной цивилизованности. Виды и методы этой борьбы разнообразны, но в целом они сводятся к обеспечению преимуществ, позволяющих успешно реализовать продукт.
Административные меры, принимаемые государственными и наднациональными органами юрисдикции, способствуют сохранению конкуренции и препятствуют монополизации.

Заключение и вывод


Сущность конкуренции в рыночной экономике заключается в борьбе между предприятиями за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов своей предпринимательской деятельности.
Роль конкуренции заключается в широком рассеивании экономической власти между участниками рыночных отношений для того, чтобы ни одни продавец или покупатель не мог значительно повлиять на рыночную цену благ. Таким образом, конкуренция ограничивает рыночную власть и прибыль каждого производителя
Таким образом, конкуренция – это борьба, а целью этого соперничества является получение наибольшей прибыли при этом высокая рентабельность достигается посредством обретения лучших условий производства и реализации продукта.
Из всего этого можно сделать вывод о неизбежности конкуренции, а также о том, что каждый участник этого процесса стремится к достижению монопольного положения на рынке, то есть к тому, чтобы вытеснить своих соперников и оказаться вне конкуренции.
Рыночная конкуренция при всем разнообразии ее форм, видов вполне укладывается в четыре основных возможных типа:
- Совершенная конкуренция, которая характеризуется условиями, близкими к идеальным, равновесным и саморегулирующимся: большое количество независимых предпринимателей, примерно равноценное качество продукта, примерно одинаковые производимые объемы, вход и выход из отрасли совершенно свободен, оружие конкурентной борьбы – цена.
- Монополистическая конкуренция: много соперничающих фирм, предлагаемые аналогичные коммерческие продукты обладают различной потребительской ценностью (иными словами, товары или услуги одних конкурентов дешевле и хуже, а других – дороже и лучше), у участников борьбы есть некоторые возможности устраивать «торговые атаки» друг против друга, единовременно увеличивая или уменьшая объемы предложения с целью рыночного ценового манипулирования; добиться окончательного ухода с рынка конкурентов путем принуждения;
- Олигополистическая. Этот тип конкуренции характерен для высокотехнологических отраслей, то есть областей хозяйствования, в которых у мелких и средних производителей нет условий для развития и перспектив. Характеристики этого типа: субъектов хозяйствования, участвующих в борьбе, мало; каждый производитель продукта может существенно влиять на рыночную и ценовую ситуацию; стратегия качества чаще всего смешанная (универсальная), что выражается в возможностях каждого конкурента предлагать продукт, рассчитанный на потребителя любого достатка; суммарно олигополии полностью контролируют отраслевой рынок.
- Монопольная. Практически, это уже не конкуренция. Продукт предлагается только одним продавцом, который имеет возможность диктовать условия. Монополии бывают: естественными (например, право интеллектуальной собственности, при котором только автор распоряжается своим произведением) и государственными (к примеру, в отношении сырьевых богатств).
В условиях всемерного развития информационно-коммуникационных технологий, их тотального проникновения во все сферы жизни человеческого общества, масштабного развертывания глобализационных процессов и вовлечения в них большинства стран мира происходит трансформация мировой и национальных экономических систем. В новых условиях качественно меняются основные концепции, методы, механизмы и формы регулирования экономики и конкурентной борьбы на глобальном, национальном, межрегиональном, региональном, микро- и наноуровнях. Главным фактором победы в современной обостряющейся конкурентной борьбе являются опережающие доминантные инновации и новые методы ведения гиперконкурентной борьбы. С точки зрения специфики условий борьбы, гиперконкуренция – это динамично изменяющаяся, агрессивная конкурентная среда, где изменения конкурентных «правил игры» происходят так стремительно, что лишь наиболее гибкие конкуренты способны выжить в этих условиях.
Исходя из проведенного анализа конкурентной среды компании «Аэрофлот» можно сделать вывод, что Компания «Аэрофлот» имеет высокую конкурентную способность. Она является лидером в России по показателю чистой прибыли и пассажиропотока, которые являются главными в авиаотрасли. По итогам SWOT-анализа можно сказать, что у компании много сильных сторон, позволяющих повышать уровень компании, несмотря на существующие угрозы. Основными конкурентными преимуществами «Аэрофлот» являются сильный бренд, особая корпоративная культура, социальные программы, самый молодой в Европе парк воздушных судов. При этом компания не допускает проявления недобросовестной конкуренции, неукоснительно соблюдает требования антимонопольного законодательства и законов о конкуренции во всех странах своего присутствия.
Тем не менее, есть угрозы, способные быстро снизить уровень авиакомпании «Аэрофлот», например, размер валютного курса, вследствие которого изменяется и цена на топливо и самолеты, наличие дефицита командиров воздушного судна, рост конкуренции особенно со стороны иностранных перевозчиков.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ