Особенности медиатекста в интеллектуальных глянцевых изданиях (на примере журнала Сноб)

Цели и задачи

Целью работы является теоретическое и практическое исследование особенностей медиатекста современного интеллектуального глянцевого издания (на примере журнала «Сноб»).

Введение и актуальность


Для современных публикаций характерна коммуникативная стратегия эссеизации. Сущность эссеизации, как пишет А.Л. Дмитровский, «заключается в индивидуальном, личностном восприятии и воспроизведении (трактовке) наблюдаемых жизненных ситуаций и проблем бытия. Ее отличительные качества отражают естественный ход мысли человека и заключаются в ассоциативности содержания, определенной фрагментарности (“нелинейности”) повествования, композиционной и стилевой свободе». Эссеизация создает стиль высокого интеллектуального общения, «частный модус» и личностный характер коммуникации.
Проблемы жанра эссе в современной периодике, по мнению А.Л. Дмитровского, заключаются в том, что «постмодернистские трактовки сводят этот популярный ныне вид творчества к форме. К языковым и иным “играм”, искусной технике “плетения словес”, другим технологиям порождения интеллектуальных симулякров, объясняя это якобы природой самого эссс…».
Эссеизация связана с тенденцией усиления авторского присутствия, авторского начала в медиатексте. Усиление авторского начала, влияющего на облик традиционных жанров, исследователи называют по-разному: персонификация (Л.Е. Кройчик), субъективизация (М.Н. Ким), эссеизация (М.И. Шостак). У читателей растет интерес к субъективно высказанному слову, не к фактам, а к мнению. «Вместо обезличенного сообщения новостей нам хочется услышать авторитетное мнение о них, их интерпретацию. Вместо того чтобы составлять из разрозненных новостей свою картину мира, мы хотим получить уже готовую», – пишет А.Ю. Маевская.
Отмечается тенденция текстов не только к полижанровости, но и к полистилистике. А.В. Кубасов называет это свойство текстов «кентавричностью». Под это определение попадают: сочетание публицистического и художественного дискурсов, устного и письменного стилей речи, вербальной и визуальной подачи текста. Поскольку журнал «Сноб» позиционирует себя как иллюстрированный журнал, визуальная составляющая (фотографии, рисунки) занимает в нем значительное место. Медиатекст журнала воспринимается как смешанный, семиотически усложненный. В нем «вербальные и иконические высказывания образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, оказывающее комплексное воздействие на адресата».
Установлено, что визуальность создает «эффект личного присутствия», усиливает чувство реальности. Этим объясняется большое воздействие на читателя полимодальных текстов. Усиленная визуализация связана также с тенденцией современных качественных медиа к эстетизации.
Экспансия западных форм журналистики выразилась, в частности, в появлении таких жанров, как «журналистское расследование», «колонка» и др.
Л.Е. Кройчик пишет о такой особенности современной журналистики как «возросшая роль приема в обработке материала». «Текст все очевиднее приобретает черты литературности: меняется его стилистика, слово становится более экспрессивным, более эмоциональным и остроумным».
Следующая тенденция – смешение журналистских и рекламных жанров, взаимообмен журналистики и рекламы своими выразительными возможностями. А.А. Тертычный называет эту тенденцию, превращающую издания в площадки пиаристики, «гламуризацией».
Фрагментарное (другое название – клиповое) мышление современного человека отличается, как пишет К.Г. Фрумкин, высокой скоростью обработки информации, предпочтением образной, нетекстовой информации, неспособностью воспринимать линейную, однородную подачу информации. «Сноб» использует эту особенность читательского сознания. В частности, в нем развиваются так называемые «дискретные жанры», содержащие дискретную информацию (небольшие по объему, разрозненные тексты под одной журнальной рубрикой).
И, наконец, назовем тенденции, характерные преимущественно для интеллектуальных журналов, – это нарративизация и медиацентричность.
По мнению Е.С. Калмыковой и Э. Мергенталера, повествование считается нарративным, если оно «отчетливо и конкретно указывает на место и время действия и наличие действующих лиц». Нарративное повествование воспроизводит какой-либо из известных сюжетов (из религии, мифологии, литературной классики, кинематографа), либо сам текст строится по законам художественного произведения или мифа. А.С. Акулиничев отмечает типы нарратива, характерные для русских интеллектуальных журналов: «частный нарратив», «калькирование», «гиперреалистический нарратив».
Медиацентричность – свойство интеллектуальных журналов отражать и анализировать не столько реальность, сколько то, как эта реальность отображается в других медиа. Реальное (исходное) событие рождает события второго порядка (освещение в информационно-аналитических СМИ). Интеллектуальные издания устанавливают связи между событиями второго порядка, устанавливая политические, философские, социологические и другие соответствия. Журналисты осмысливают причины, находят в событиях новые смыслы. Предметом внимания интеллектуальных журналов являются не события, а концепты и мемокомплексы. «Современные русские интеллектуальные издания не “событиецентричны”, а медиацентричны», – подчеркивает А.С. Акулиничев.
Таким образом, медиатекст в современном понимании – последовательность не только вербальных, но любых знаков. Обзор литературных источников позволил нам выявить следующие тенденции развития медиатекста: гибридизация жанров, использование разножанровых приемов, коммуникативная стратегия эссеизации, усиление авторского начала, полистилистика, экспансия западных форм журналистики, появление дискретных жанров. Помимо отмеченных тенденций, для русских интеллектуальных журналов характерны нарративизация и медиацентричность. Отмеченные тенденции влияют на облик медиатекста современных интеллектуальных глянцевых изданий.

Заключение и вывод

«Сноб» – русский интеллектуальный глянцевый журнал, целевой аудиторией которого являются «global russians» – успешные профессионалы, космополиты, думающие по-русски. Типологическими чертами «Сноба» являются: единая концепция и идеология (ее можно условно назвать прозападной, либеральной), тематическая организация содержания номеров, рассмотрение проблем в широком историко-временном контексте, функционирование как кросс-медиа.
В современном медиатексте отмечаются процессы: жанровой гибридизации, усиления авторского начала, эссеизации, полистилистики, экспансии западных форм журналистики, появления дискретных жанров. Для интеллектуальных журналов характерны нарративизация и медиацентричность.
Медиатекст понимается нами как последовательность не только вербальных, но любых знаков. Поэтому каждый номер журнала рассматривался нами как единый текст, целостное символическое пространство, компоненты направлены на репрезентацию общего замысла издания.
Особенности медиатекста журнала «Сноб» были исследованы нами на примере избранных выпусков 2012–2016 гг. В качестве типологических особенностей, влияющих на все аспекты журнализма в этом издании, нами отмечены: визуализация и перформативность, воздействие рекламного медиатекста. Именно эти качества определяют внешнее «лицо» журнала.
Проведенное исследование также показало, что в структуре медиатекста журнала «Сноб» происходят знаковые жанровые трансформации.
Ведущими жанрами стали:
«тексты» (так они обозначаются редакцией журнала), сочетающие журналистское и рекламное начало;
очерк (все его разновидности, в том числе гибридные в сочетании с интервью, анонсом);
рассказ (в литературных выпусках);
дискретные жанры (выборки, мнения, глоссарий и т. д.).
Эссе используется крайне редко, в нем отмечаются размытое авторское начало, штампы в выборе тем и языковых средств.
Сайт журнала «Сноб» дает возможность определить популярность материалов (отображается число посетителей страницы). Так, в номере за апрель – май 2016 г. наибольшей популярностью пользовались (по состоянию на 18 июня 2016 г.):
проблемный очерк – «Без Олимпийских игр» И. Порошина (35947 прочтений);
глоссарий месяца – «Бабушка Кабаевой, дикапристы и другие слова марта» (34667);
рецензия и анонсы фильмов – «Воскресный день в аду» В. Рутковского (17634);
рассказ – «Никогда не кормите и не трогайте пеликанов» А. Аствацатурова (16965);
портретный очерк – К. Сапгир, «Большая медведица. О песнях и страстях Наталии Медведевой» К. Сапгир (16274 прочтений); Л. Штейнман, «Роли и мужчины Ларисы Голубевой» Л. Штейнман (15887); «Александр Кокорин. Один в поле» В. Смыслова (15013);
очерк нравов – Стрела в сердце» Е. Бабушкина (15552), «Чучело жизни» Е. Колмановского (11877).
Несколько уступают в популярности:
интервью – «Том Хиддлстон. Игра на повышение» Н. Холмс (9117);
рекламные тексты – «Жажда скорости» О. Даниловой (7947), «Пестрая лента. Весенний автомобильный обзор» Д. Орлова (6756);
анонс культурного события – «Французский стиль с пряничным акцентом. К открытию музея русского импрессионизма» И. Осиповой (6374);
книжное обозрение – «Про себя любимых. Три книги о книгах» С. Жицкого (5155);
интервью-обозрение – «Арт-директор фестиваля NET Марина Давыдова: Театр больше не заменяет собой свободную прессу или храм» Н. Агишевой (4277).
Жанр эссе в этом номере не представлен.
Статистика прочтений показывает «вектор» направленности читательского интереса, что также важно для развития медиатекста интеллектуального глянцевого издания.
Итак, цель исследования достигнута, задачи решены. Исследование медиатекста журнала «Сноб» является проблемой, представляющей интерес для дальнейшего теоретического и практического изучения.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ