Современные методы анализа макросреды организации

В научной литературе большинство ученых рассматривают внешнюю среду как сложную систему взаимосвязанных элементов, которые существуют за пределами предприятия и разными способами осуществляют влияние на результаты его деятельности. То есть сложность внешней среды определяется числом факторов, на которые предприятие обязано реагировать, а также соответствующим уровнем вариативности каждого из факторов.
Следовательно, более сложным процессом функционирования является тот, на результаты которого влияет большее количество факторов Таким образом, существуют различные подходы к анализу внешнего окружения организации.
Однако алгоритм процесса исследования содержит стандартные этапы, основными из которых являются:
– определение факторов непосредственного влияния и структурирование внешней среды;
– определение параметров, границ анализа;
– сбор информационных данных, на основе которых будет проводиться анализ;
– определение методики исследования;
– проведение анализа и обобщения на его основе выводов.
По нашему мнению, каждый из вышеупомянутых этапов является неотъемлемой частью процесса анализа внешней среды и носит обязательный характер, однако самым важным моментом, что существует параллельно до этапа сбора информации, есть процесс поиска нужной информации, который сегодня становится все сложнее.
Согласно принципу доступности информации сегодня практически невозможно осуществить полный и глубинный анализ внешней среды, что приводит к принятию управленческих решений при отсутствии достоверной картины ситуации. Таким образом, целесообразно включить в алгоритм анализа внешней среды процесс фильтрации факторов влияния согласно с принципом доступности информации, в результате чего существует вероятность исключения многих факторов. Так, в рамках анализа факторов, относящихся к внешней среде, исследователи выделяют переменные прямого и косвенного воздействия. Взгляды ученых несколько отличаются друг от друга при формировании набора таких факторов и их отнесении к той или иной категории.
Так, к примеру, Гершун в свей работе провел обобщение факторов внешней среды, из которого автор делает предположение, что большинство исследователей формируют такой набор факторов косвенного воздействия, как экономические, политические, правовые и международные факторы.
Относительно таких переменных, как научно-технический прогресс, материальная база, экологический фактор, социокультурный и демографический, то они в основном носят особый характер влияния на формирование стратегии предприятия.
Поэтому указанные переменные берутся во внимание в анализе среды при условии непосредственного влияния на организацию, отрасль, в противном случае исключаются из системы факторов. Существует также методика структурирования внешней среды T.E.M.P.L.E.S. (Technology, Economics, Market, Politics,Laws, Ecology, Society).
Факторы воздействия окружающей среды по данной методике сгруппированы по шести направлениям(экономический, политический, законодательный, технологический, окружающая среда и общество). Преимуществом такого структурирования является отражение факторов влияния по каждой группе. Целесообразно отметить, что на практике невозможно учет всех имеющихся факторов влияния на предприятие.
Виханский О.С. выдвигает в своей работе ряд причин, объясняющих факт, с которыми стоит согласиться. Одной из таких причин является то, что абсолютно невозможно заблаговременно идентифицировать все возможные факторы внешней среды, которые осуществляют воздействие на деятельность предприятия, поскольку они могут возникнуть спонтанно.
Эта причина является достаточно актуальной для отрасли культуры, учитывая неустойчивую нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность предприятий сферы культуры, и несформированный рынок культурных индустрий.
Другая причина, не менее важная и ранее упомянутая – доступность информации, аналитических и статистических данных.
Третьей причиной исследователь определяет игнорирование определенных факторов при условии, что они не несут собою угроз, ни возможностей для предприятия.
Таким образом, нами в ходе анализа факторов влияния внешней среды на формирование стратегии отобраны общие факторы прямого и непрямого влияния, от которых напрямую зависит результат деятельности предприятия.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ