Изучение романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в школе

Цели и задачи

Цель работы состоит в разработке и анализе методов и приемов, направленных на обучение литературе в средней школе.

Введение и актуальность


Обсуждение проблемы ведется группами учащихся, но обмен мнениями происходит не только между группами (или внутри одной группы), но и с аудиторией. Это удобный формат для проведения дискуссий или обмена мнениями, который организуется для небольшого количества людей. Его цель – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо чётко разграничить разные позиции сторон.
На уроках литературы «круглый стол» лучше всего использовать как итоговое занятие по пройденной теме или разделу: «Проблема
интерпретации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Сократовская дискуссия
Тактической целью является приведение оппонента к противоречию с самим собой. Искусно задаваемыми вопросами оппонент заводится в смысловой тупик, парадокс. То есть такая дискуссия – это раскрытие противоречия в первоначальном мнении оппонента устами самого оппонента. Ведущий дискуссию делает это с помощью последовательно задаваемых системных вопросов. Следующим шагом становится преодоление противоречий с целью поиска истины.
В процессе анализа текста можно ввести элемент «перекрестной дискуссии».
«Защита героя». А.С. Пушкин «Онегин»
- Я хочу оправдать моего героя, его поступки.
Попробуйте предложить юношам встать на защиту Татьяны, а девушкам – Евгения. Это может выглядеть так.
Татьяна
- решительная
- у нее открытое, чистое сердце
- искренняя, чувственная
- не способна предать,
- была бы верной женой...
Онегин
- эгоист, причиняет Татьяне боль
- не желает понять душу влюбленной
девушки
- не дает шанс ни ей, ни себе
- обрекает себя на одиночество Онегин
- честный, открытый, благородный
человек
- не способен лгать
- не любит ее, ведь сердцу не
прикажешь...
Татьяна
- живет в своем придуманном мире
- создала себе образ некого
идеального мужчину
- слишком откровенная, не способна
сдерживать свои эмоции.
Дискуссия не должна расколоть учащихся, а при наличии собственной выработанной позиции привести их к позитивному единству.

Заключение и вывод


Сегодня абсолютно каждый учитель работает с учебным материалом в электронном виде, создает свои собственные цифровые наглядные средства обучения. Учителя к уроку готовят сайты, презентации, виртуальные экскурсии. Активно используют готовые мультимедийные материалы, выложенные в сети Интернет.
Одним из направлений работы учителя литературы является создание условий для развития интереса чтения у детей. В этом учителю помогает применение информационно-коммуникационных технологий на уроках. Использование компьютерных презентаций, видеофильмов, аудиокниг, буктрейлеров и т.п благоприятно влияет на процесс обучения. Урок становится более разнообразным и интересным, дети с большим увлечением приступают к выполнению учебных заданий и положительнее относятся к самому процессу обучения.
Таким образом, компьютер в предметной информационно-образовательной среде школьного литературного образования используется для итенсификации работы с текстом, мультимедийные электронные образовательные ресурсы усиливают учебную мотивацию и познавательную деятельность, проектная деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий развивает коммуникативную компетенцию.
Поэтому использование предметной информационно-образовательной среды – обязательное условие высокого качества обучения литературе, которое позволяет реализовать следующие образовательные результаты:
- предметные (повышение мотивации к изучению литературы, развитие критического мышления в оценке филологических интернет-ресурсов; умение составлять комментарии, в том числе гипертекстовые, которые выявляют интертекстуальную природу художественной литературы; умение искать, отбирать, структурировать и предъявлять словесную, изобразительную, аудио и видеоинформацию для изучения литературы в культурном контексте);
- метапредметные (развитие информационной и коммуникативной компетенций; умение находить и обрабатывать растущие объемы информации и оценивать ее качество; самообучение с оптимальной для школьника скоростью и отслеживанием результатов работы);
- личностные (развитие интеллекта, нелинейных способов мыслительной деятельности; повышение интереса к учению в условиях интеграции знаний и умений из различных образовательных областей; умение осуществлять проектную деятельность; активизация творческого потенциала, саморазвитие личности).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ