Информационно-техническое обеспечение экономической деятельности таможенных органов

Модернизация информационных систем в таможенных органах ФТС России и внедрение электронного декларирования является важной частью проекта модернизации. В Распоряжении Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» прописана одна из целей «Концепции развития таможенных органов ФТС’» — поднять на новый качественный уровень информационные технологии в таможне.
Согласно концепции таможенные инспекторы обмениваются информацией с декларантами в электронном виде, что способствует ускорению процесса таможенного оформления транспортных средств, товаров. Считается, что это делается через уменьшение влияния субъективных факторов, и, как следствие, увеличение товарооборота, ускорение поступлений таможенных платежей в бюджет государства.
В настоящий момент все документы электронного вида всегда дублируются бумажными. Это говорит о половинчатом и неоконченном характере внедрения реформ. Для окончательного перехода на электронное декларирование необходимы большие финансовые затраты на первоначальном этапе.
При осуществлении контроля органы таможни получают разрешительные документы от 30 различных федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ). Также в бумажном виде.
Значит, работа по предоставлению информации от ФОИВ в электронном виде еще только предстоит. ФТС активно реализует взаимодействие с ФОИВ по организации электронного взаимодействия, особенно с Торгово-промышленной палатой.
Другое направление работы ФТС внедрение технологий доставки сведений в электронных сервисах, что позволит декларантам предоставлять только востребованные разрешительные документы. С 2014 электронное декларирование является обязательным, однако бумажный вид документов разрешен в исключительных случаях.
Таким образом, любые управленческие решения в таможне становятся зависимы от информационных технологий. Перед таможенными органами Российской Федерации встали следующие проблемы:
1)у участников ВЭД возникает юридическая необходимость предоставлять бумажные документы при электронном декларировании;
2)электронно-бумажная технология хранения и обработки документов увеличивает трудозатраты;
3)при предварительном декларировании сервис заполнения информации работает медленно, интерфейс неудобный и русскоязычный, существует ограничение количества товарных позиций.
4)не решен вопрос реализации информационной безопасности и защиты информации при электронном обмене;
5)отсутствует единая электронная база данных корректировки таможенной стоимости (ТС) товаров. ТС — это основа для начисления таможенных платежей, и ее унификация становится актуальным вопросом для таможни;
6)недостаток профессиональных обученных кадров для обеспечения работы внедренных информационных технологий в таможне;
7)низкий уровень технической обеспеченности для реализации поставленных перед таможенными органами задач.
При наличии вышеперечисленных проблем (т.е. на высшем управленческом уровне) на таможенных постах возникают следующие проблемы:
1.При запросе информации о номере авиационных грузовых накладных невозможно ее идентифицировать, поскольку перевозчик или лицо, действующее от его имени, при подаче предварительных сведений указывает ее не в унифицированной форме. Таким образом, на всех участках, где совершаются таможенные операции в связи с перемещением товаров через границу, сотрудники таможни не получают объективных сведений из предварительной информации о товаре.
2.Несвоевременное обновление базы данных информации нормативно-справочного характера и, соответственно, отсутствие у таможенных органов сведений об организации, указанной в сопроводительных и разрешительных документах.
4.Наличие сбоев технического характера (не работает, например, транспортный канал передачи сведений). В частности, в момент передачи сведений от декларанта в пункте пропуска не работает сервер, обеспечивающий передачу электронных документов и сведений в таможню, хотя сам декларант получает сообщение о доставке сведений на пост.
5.Отсутствие полноты сведений в пакете предоставляемых документов. Сотрудник таможни тратит время на дозаполнение сведений в графах в штатном комплексе программных средств (КПС) из других найденных им бумажных документов.
Мы видим, что, несмотря на желание ФТС внедрять информационные технологии в таможне и развить их до зарубежного уровня, на данный момент это не получается. Этому способствуют разные обстоятельства: как «привычка» вести документооборот в бумажном виде, так и элементарная нехватка технического оборудования. Также на примере зарубежных стран мы увидели, что некоторые управленческие решения с использованием информационных технологий могут служить свежим взглядом на существующие проблемы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ