Уголовная ответственность за незаконное усыновление

Цели и задачи

Цель работы заключается в изучении уголовно-правового состава преступления, предусмотренного ст.

Введение и актуальность


Правовой статус ребёнка содержит права и свободы, которые в свою очередь определены правовым статусом человека. В то же время правовой статус ребёнка имеет свои особенности в связи с его несовершеннолетним возрастом. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть права ребёнка в системе прав и свобод человека. Для того чтобы определить понятие «правовой статус ребёнка», нужно разграничить такие понятия, как «ребёнок», «дети», «малолетний», «несовершеннолетний» и другие употребляемые в данном смысле понятия.
Говоря о правах ребёнка, следует обратиться к Конвенции о правах ребёнка. В преамбуле данного документа о правах ребёнка сказано следующее: «Ребёнок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения».
В ст. 1 данного документа содержится понятие «ребёнок», которым является каждое человеческое существо до достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее. Здесь, нужно отметить, что ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста 18 лет, а момент наступления статуса несовершеннолетнего ребенка не обозначен.
Согласно Конвенции ребёнком может быть признано лицо, не родившееся на свет и находящееся в утробе матери. В этом случае важен момент рождения ребёнка. Конституция РФ не даёт определение, кого считать ребёнком, но это конкретизируется в федеральном законе: «Ребёнком считается лицо, не достигшее возраста 18 лет, то есть совершеннолетия». По общему правилу правовой статус любой категории субъектов права вытекает из правового статуса человека и гражданина, что применимо и к правовому статусу ребёнка. Рассмотрим, как анализируемое нами понятие трактуется в специальной литературе.
Так, Попов Н.В. под правовым статусом ребёнка понимает «совокупность его прав и обязанностей, зафиксированных государством в юридической форме». Необходимо отметить, что, кроме прав и обязанностей, в правовой статус ребёнка нужно включить такие элементы, как обязанности, законные интересы, гарантии и ответственность.
Некоторые ученые указывают на то, что правовой статус несовершеннолетнего есть «совокупность юридических прав и обязанностей граждан, не достигших полной дееспособности, обусловленных их возрастом, реализация которых обеспечивается экономическими, политическими, правовыми и организационными гарантиями со стороны государства и органов местного самоуправления». Здесь нужно указать на то, что не только несовершеннолетние граждане РФ обладают правами и обязанностями, а также гарантиями реализации этих прав, но и любое несовершеннолетнее лицо – будь то иностранный гражданин либо лицо без гражданства.
В юридической литературе подразделяются следующие виды правового статуса ребёнка: 1) общий (конституционный) – к правовому статусу ребёнка данный вид может применяться с ограничениями по возрасту. Ребёнок в силу своих возрастных особенностей не может в полной мере осуществлять все права и нести обязанности, предусмотренные в Конституции
1) гражданские (личные) – право на жизнь, на свободу передвижения, свободу слова и информации, на ох- рану достоинства личности, свободу передвижения, вероисповедания, неприкосновенность жилища;
2) политические – право на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностным лицам, на участие в отправлении правосудия, на объединение, например, право создавать общественные объединения и др.;
3) экономические – право свободно распоряжаться своими способностями к труду, на свободное использование своих способностей и др.;
4) социальные – право на образование, на социальное обеспечение, на охрану здоровья и др.;
5) культурные – свобода творчества. Согласно Семейному и Гражданскому кодексам России права ребёнка можно разделить на личные (неимущественные) и имущественные.
Кратко охарактеризуем личные права ребёнка, к которым относятся следующие:

Заключение и вывод


Общеизвестно, что условия формирования личности ребенка в решающей степени зависят от прочности брака, материального благополучия семьи и нравственной атмосферы, царящей в ней. Поэтому вопрос об охране личности несовершеннолетнего органически связан с вопросом об охране семейных отношений, в том числе и уголовно-правовыми средствами.
Изучив основные права и обязанности родителей, можно сделать вывод, что согласно п. 1 ст. 63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать детей. Они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и "имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами". Родители также "имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования"; "обязаны обеспечить получение детьми общего образования, обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребенка.
Содержание статьи 154 УК РФ тесно связано с установленным законодательством о браке и семье институтом усыновления (удочерения), опеки (попечительства) и передачи детей на воспитание. Согласно этому законодательству усыновление (удочерение), опека и попечительство допускаются только в интересах несовершеннолетних (ст. ст. 124 - 127 СК РФ 1995 г.). Усыновитель, опекун и попечитель должны отвечать требованиям, которые также диктуются интересами несовершеннолетнего (ст. ст. 127 и 146 СК РФ).
Объектом преступления являются интересы несовершеннолетнего, нормальные условия его существования и развития. С объективной стороны преступление, предусмотренное ст. 154 УК РФ, выражается в действиях, совершаемых вопреки требованию законодательства о семье, направленных на то, чтобы добиться противоправного усыновления (удочерения) определенного лица, установления над ним опеки, попечительства или передачи на воспитание определенному лицу. Эти действия, как правило, связаны с фальсификацией документов, на основании которых учреждается усыновление, опека или попечительство, внесением в них сведений, не соответствующих действительности. Это требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ. Преступление признается оконченным с момента незаконного усыновления (удочерения).
С субъективной стороны незаконное усыновление характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны являются корыстные побуждения, т.е. стремление получить материальную выгоду от незаконного усыновления (удочерения), установления опеки и попечительства. Типичным примером может служить стремление пользоваться жилой площадью или имуществом усыновленного (удочеренной) или подопечного.
Субъектом преступления может быть совершеннолетнее лицо, как то, которое незаконно приобрело право усыновителя, опекуна или попечителя, так и то, которое содействовало такому приобретению, независимо от того, состоит ли данное лицо в каких-либо родственных отношениях с несовершеннолетним, а также работники муниципальных органов образования, аппарата администрации региона и детских учреждений, которые готовят необходимые официальные документы для усыновления.
Рассмотрев основные положения, можно сделать вывод, что существуют проблемы применения ст. 154 УК РФ, в связи с чем необходимо усиление наказания за незаконное усыновление (удочерение). Незаконные действия, совершенные разово, при устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, при отсутствии корыстных побуждений не образуют преступления, предусмотренного ст. 154 УК РФ.
Необходимо исключить неоднократность как признак из диспозиции ст. 154 УК РФ, что позволит привлекать к ответственности даже тех лиц, которые единожды нарушили правила усыновления, что будет способствовать наиболее эффективной защите прав интересов семьи и несовершеннолетних. Кроме того, следует также дополнить санкцию наказанием в виде лишения свободы, предусмотрев в зависимости от тяжести совершения срок от двух до пяти лет лишения свободы, а также увеличить срок и ареста, и исправительных работ.
А также ужесточить норму введением ч. 2 ст. 154 УК РФ при использовании преступником служебного положения (в частности, ввести ч. 2 ст. 154 следующего содержания: «Незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные с использованием служебного положения, наказываются»).
В заключение отметим, что охрана интересов семьи и несовершеннолетних в настоящее время является одним из приоритетных направлений политики в нашей стране. Немаловажную роль в выполнении указанной задачи имеют меры уголовно-правового характера, призванные обеспечить охрану прав и свобод несовершеннолетних от преступных посягательств в виде незаконного усыновления (удочерения).

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ