Взаимосвязь социометрического статуса и «Я»-концепции детей младшего школьного возраста.

Она не всегда может быть объективной, любые показатели воспринимаются человеком через призму ее Я-концепции. Самооценка имеет субъективный характер и может изменяться в зависимости от обстоятельств, реакции социума на самоописание или поведение. Важную роль в формировании самооценки играет соответствие реального образа «Я» и идеального, высокий уровень которой считается показателем психического здоровья. Оценка собственного «Я» приводит к определенному поведению, но индивид не всегда действует в соответствии с убеждениями, в зависимости от ситуации поведение меняется. Отмечается механизмах психологической защиты, с помощью которых человек пытается «сохранить»
сформированный образ «Я».
Итак, Я-концепцией является не только описание черт личности, но и совокупность оценок, вызванных ими переживаний и тенденции поведения. Ученый отмечает, что Я-концепция может быть положительной и отрицательной. Человек с положительными представлениями о себе принимает и уважает себя, чувствует собственную ценность, в то время как отрицательная Я-концепция провоцирует чувство неполноценности, негативное отношение к себя и неприятие. Р. Бернс утверждает, что Я-концепция формируется при воздействии внешней среды и имеет важное значение в процессе развития личности, выполняя следующие функции: способствует достижению внутренней согласованности личности; является основой для интерпретации опыта и источником ожиданий человека [2].
Согласованность личности помогает предотвратить возникновение ситуаций внутреннего дискомфорта, дисгармонии. Защитный механизм позволяют содержать целостную картину Я-концепции, даже искажая реальные события и факты (например, с помощью рационализации). Определяя структуру Я-концепции, Р. Бернс подчеркивает внимание на ее иерархичности: вершиной глобальной Я-концепция с различными сторонами самосознания индивида, делится на неразрывно связанные эмпирическое «Я» и чистое Эго (по В. Джеймсом). В глобальной Я-концепции как комплексе установок на себя выделены три основные модальности: реальное Я, зеркальное (или социальное) Я и идеальное Я, каждая из которых имеет следующие аспекты: физический, социальный, интеллектуальный и эмоциональный [2].
Немецкий исследователь Х. Ремшмидт рассматривает Я-концепцию как психическое образование, формируется под влиянием первичного опыта социализации ребенка в семье и является результатом взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов. Х. Ремшмидт считает, что отличие реального от идеального «Я» является источником внутренних конфликтов личности. Я-концепция может быть неблагоприятной, согласно которой человек мало верит в собственные силы, низко оценивает себя, имеет страх отказа. Снижение самоуважения, конформистские тенденции поведения в сложных ситуациях, изменение самовосприятия в отрицательную сторону, вероятно, свидетельствует о неблагоприятной Я-концепцию [3].
Итак, обобщая вышесказанное, можно утверждать, что представление человека о себе, его Я-концепция является продуктом его самосознания. Учеными рассмотрены сущность и структура этого понятия в контексте развития самосознания. Я-концепцией является динамической системой всех представлений индивида о себе. Данная концепция включает в себя три компонента: когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий и имеет такие составляющие: «Я-реальное», «Я-идеальное», «Я-зеркальное», каждый из которых охватывает физический, социальный, интеллектуальный и эмоциональный аспекты.
Я-концепция выполняет такие функции, как интерпретация жизненного опыта человека, прогнозирования собственных реакций на события и ожидания, соотношение между «Я-реальным» и «Я-идеальным», является источником внутренней гармонии личности.
Разногласия между «Я-реальным и «Я-идеальным», как отмечают исследователи, вызывают противоречия и служат фактором личностной дисгармонии. На основе собственной Я-концепции человек строит взаимоотношения с окружающими. Рассмотрев особенности развития Я-концепции, важно отметить, что она формируется, прежде всего, под влиянием окружающей среды. В общем Я-концепция подвергается воздействию жизненного опыта человека, но она также влияет на восприятие личностью собственных действий и интерпретацию событий, прогнозирования будущего, систему ожиданий, цели и стремления, оценку собственных достижений. Учитывая такое значение Я-концепции в жизни человека, нужно глубже исследовать это явление, разные его аспекты, особенности формирования.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ