История нотариата в России во 2 половине 19 век — первой половине 20века

Цели и задачи

Цель исследования состоит в изучении содержания, форм и методов правового регулирования нотариата в России во второй половине XIX века – первой половине ХХ века.

Введение и актуальность


Дальнейшее развитие гражданского оборота и связанных с ним протонотариальных институтов привело к появлению особой профессиональной группы площадных подьячих - профессиональных писцов, которые специализировались в совершении сделок за плату. Площадь была на Руси тем местом, где совершались различные юридические акты – челобитные, купчие, меновые и др.
Важным этапом в развитии российского нотариата становится издание Соборного уложения в 1649 году. Согласно Соборному уложению стороны обязаны были совершать сделки только через площадных подьячих, когда составлялась справка и последующая ее регистрация в поместном приказе.
В соответствии с Соборным уложением не создавалось специального органа нотариальной деятельности, но было отмечено различие значения крепостей и актов домашних и тех, которые совершались у площадных подьячих, при этом приказы стали хранилищами и документов, и сведений о владении недвижимостью. Именно в этот период складывается такая черта российского нотариата, как разделение функций органов, которые совершают сделку и органов, которые ее регистрируют.
В начале царствования Петра I для упорядочения гражданского оборота и своевременного взыскания пошлин, был установлен единый крепостной порядок совершения сделок с передачей дел в соответствующие приказы. Кроме того была введена гербовая бумага. При этом новый порядок повысил доходы казны и обозначил сложности в вопросах подведомственности актов. Кроме того, приказные подьячие, имея много государственных дел, отказывали частным лицам в «писании крепостей» либо «волочили дела», вымогая при этом взятки. В результате не удался замысел создания единых государственных органов, которые бы ведали совершением всех актов и устранявших устаревший институт площадных подьячих.
В 1701 г. совершение частных актов было возвращено к компетенции площадных подьячих. При этом структурно подьячие были организованы по-другому: их корпорация состояла теперь из 24 крепостных писцов и четырех надзирающих лиц. Эти писцы и надсмотрщики сохранились до середины XIX века.
После учреждения Юстиц-коллегии в губерниях были образованы самостоятельные особые конторы крепостных дел, которые состояли из писцов и надсмотрщиков. Юстиц-коллегия осуществляла надзор за их деятельностью.
Во времена царствования Екатерины II Юстиц-коллегия была упразднена и совершение крепостных актов отошло в ведение палат гражданских судов и уездных судов. В губернских центрах при палатах гражданского суда, а в уездах - при уездных судах были созданы крепостные отделения, которые были укомплектованы крепостными писцами и надсмотрщиками. Акты, которые были составлены писцами, вносились в «докладную книгу», поступавшую на рассмотрение судебного присутствия. Судья, вначале удостоверившись «в самоличности совершающих данный акт» и в правах продавца или залогодателя, убедившись в законности условий сделки, налагал резолюцию на акте: «совершить по закону» и далее возвращал его надсмотрщику. Далее надсмотрщиком дословно вносился акт в крепостную книгу. Письменные завещания также регистрировались в палатах гражданского суда.
Таким образом, на протяжении XVIII в. нотариальные дела несколько раз передавались в ведение различных учреждений - гражданских, уездных судов, крепостных отделений, экспедиций гражданских судов, в результате чего действовало три порядка заключения договоров - домашний, явочный и крепостной. В отношении недвижимого имущества был обязательным крепостной порядок.
Отсутствие в законе точных постановлений о порядке определения нотариусов, порядке удостоверения в самоличности сторон и подлинности актов, и с другой стороны, сложность крепостного порядка, в связи с имевшимися в дореформенных судебных учреждениях злоупотребления, делали крайне необходимой реформу нотариального дела.
В XVIII в. в России начинает развиваться вексельное законодательство и Вексельный устав 1729 г. упоминает о нотариусах, записывавших протесты в неплатеже векселей и заверявших исправления в тексте векселей. С 1781 года для торговых сделок и посредничеств учреждаются частные маклеры и нотариусы, которые были ликвидированы Александром I, а в 1831 году были учреждены особые «биржевые нотариусы» и маклеры. На них возлагалось оформление менее значительных договоров, при этом более важные договоры также регистрировались в палатах гражданского суда.
В итоге, развитие гражданского оборота в России приводило к формированию определенного порядка удостоверения завещаний и заключения договоров. Но историческое развитие института регистрации осуществлялось только в рамках протонотариальной формы, особого публичного органа для выполнения нотариальных функций в России не возникло, хотя и существовали определенные предпосылки и потребность в нем.

Заключение и вывод

В заключении работы сделаем выводы по всему содержанию курсовой работы.
Особенности института нотариата и его специфические черты в Российской империи определялись совокупностью социально-политических и исторических факторов, а также правовыми традициями, свойственными романо-германской правовой семье.
Институт нотариата в России исторически возник и развивался в форме нотариата государственного типа. Особенности его при этом были обусловлены политической и социальной обстановкой, сложившейся в пореформенной России. Возникновению нотариата как института способствовали такие условия, как появление элементов гласности в духовной сфере, создание основ сословного самоуправления, преобразования в судебной системе.
Прогрессивным явление следует считать принятие Положения о нотариальной части в 1866 году. В результате его принятия был создан институт нотариата как правозащищающего и регистрирующего органа. В Российской империи появились профессиональные нотариусы, которые состояли на государственной службе, но при этом не пользовались правами и привилегиями государственных служащих.
Нотариальная деятельность осуществлялась в процедурном порядке, который был предусмотрен в законодательстве. Неукоснительное соблюдение данного порядка рассматривалось как непременное условие действительности совершенных нотариусами актов. При совершении нотариальных действий требовалось обязательное присутствие свидетелей. Предусмотренный положением набор нотариальных действий соответствовал основным потребностям участников гражданского оборота того времени. Определенные нотариальные действия могли совершать не только нотариусы, но и другие субъекты нотариального права: полиция, судьи и консульские работники.
Практика применения Положения о нотариальной части обозначила разнообразные несовершенства и пробелы в правовом регулировании нотариальной деятельности. В этой связи возник вопрос о необходимости нотариальной реформы. Проект нового положения о нотариальной части был подготовлен и опубликован в 1904 г., вызвав при этом многочисленные и разнообразные отклики действующих нотариусов. При анализе данного проекта стало ясно, что он не предусматривает коренного пересмотра системы нотариата, а только вносит некоторые изменения в действующее положение, устанавливая порядок совершения некоторых новых нотариальных действий, повышая требования к кандидатам в нотариусы и немного корректируя систему оплаты труда нотариусов.
В итоге правительство, не желая коренной реформы нотариата и преобразования его в свободный институт гражданского общества, ограничилось принятием в начале XX века отдельных законопроектов, которые корректировали некоторые вопросы нотариальной деятельности.
Таким образом, существовавшие в Российской империи условия в сочетании с осуществлявшейся правительством политикой не способствовали эволюции нотариата в сторону его частной модели. Тем не менее, существовавшая нотариальная система обеспечивала в соответствующих услугах основные потребности населения страны.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ