балакирев увертюра на три народные темы

Цели и задачи

цель настоящей курсовой работы состоит в рассмотрении истории создания Увертюры на три русские темы и детального музыкально-драматургического анализа произведения.

Введение и актуальность


Особенно большое значение для формирования «кучкистского» стиля имели также неоднократные поездки Балакирева на Кавказ (1862, 1963 и 1868), откуда он привозил записи грузинских, кабардинских, чеченских, армянских и других песен и плясок. Одни из них легли в основу его симфонических и фортепианных сочинений, другие композитор нередко использовал в качестве материала для блестящих фортепианных импровизаций, исполнявшихся в товарищеском кругу.
После возвращения к музыке в конце 70-х годов, композитор по-прежнему проявлял горячий интерес к народному творчеству, хотя уже не занимался лично собиранием и записью песен. Он откликнулся на приглашение песенной комиссии Русского географического общества, привлекавшей ряд видных композиторов для обработки народных напевов, записанных фольклористами экспедиции на севере России. В 1901 году вышли из печати два сборника обработок Балакирева под названием «Тридцать русских народных песен» – для пения с фортепиано и для фортепиано в 4 руки.
Балакирев подавал своим соратникам по «Могучей кучке» пример любовного собирания и изучения народных песен, в которых справедливо видел отражение жизни народа, его помыслов, заветных дум и чаяний. Его внимание было направлено преимущественно в сторону крестьянской песни, отразившей в своих разнообразных жанрах всю многовековую историю народа и отмеченной наиболее самобытными музыкальными чертами. Об огромном влиянии балакиревского опыта собирания и использования крестьянских народных песен в композиторском творчестве вспоминал Римский-Корсаков: «В то время он гармонизовал собранные им русские песни, долго возился с ними и много переделывал. Присутствуя при этом, я хорошо познакомился с собранным им песенным материалом и способом его гармонизации… Знакомство с русскими и восточными песнями в те времена положило начало моей любви к народной музыке, которой впоследствии я и отдался» (11, 53).
Первый обширный замысел Балакирева с использованием подлинных народных песен – Большая фантазия на русские песни для фортепиано с оркестром, написанная ещё в Нижнем Новгороде в 1852 году. Уже в этом произведении, в юношеские годы проявилась одна из характерных особенностей Балакирева-композитора: в основу крупных произведений он кладёт подлинные народные мелодии. Круг используемых им тем ширится с годами, к русским добавляются западнославянские и кавказские мелодии. Он мастерски гармонизует их, чутко варьирует и сопоставляет между собой, колоритно оркеструет или придаёт фортепиано живые оркестровые краски. Своих тем в произведения крупных форм Балакирев почти не вводит, а темы народные даёт, избегая преобразования, бережно сохраняя, как правило, их яркую индивидуальную выразительность.
Основные симфонические произведения сочинялись композитором в конце 50-х – начале 60-х годов в русле народно-жанрового симфонизма, ведущего своё начало от симфонических произведений Глинки. Вслед за Увертюрой на тему испанского марша (1858), появляется Увертюра на темы трёх русских песен – первое из произведений русской музыки, написанное в традициях «Камаринской».
В конце 60-х годов (1858-1861) композитор сочинял музыку к трагедии Шекспира «Король Лир», толчком к написанию которой послужила новая постановка трагедии на сцене Александринского театра. Увертюрой «Король Лир» Балакирев заложил основу другому, программному направлению русского симфонизма. Однако после окончания «Короля Лира», Балакирев вновь «вернулся» в русло народно-жанрового симфонизма и задумывал создать симфонию «Русь» (по ремарке композитора – «со стороны географической, поэтической и политической»). Однако замысел не был осуществлён, а написанные фрагменты вошли во Вторую увертюру на темы трёх русских песен («1000 лет»). Об «историческом» отношении к подлинным народным мелодиям наглядно свидетельствует программа неосуществлённой симфонии, представленная самим Балакиревым в письме В. Стасову:
1 часть: А) Адажио, b-moll, 5/4 – Русь: долины, реки извиваются (Волга), и по беспредельной равнине разбросан маленькими кучками очень добрый и оригинальный народ – язычники (вторая тема, песня «Не было ветру»); Б) Аллегро, D-dur. Вольница новгородская. Вечевой колокол.
2. Аллегро. Русская мифология, род скерцо: лешие, Баба-Яга, разные аляповатые чудища в лесу, волшебные колокольчики, русаклки, всё толсто, неуклюже, как Собакевич.
3. Адажио, Des-dur. Лунная ночь. Волшебный сад, золотые яблоки, гусли-самогуды, в золотой клетке сидит Жар-птица.
4. Аллегретто маэстозо, D-dur, 12/8. Сила. Речь Минина в Нижнем Новгороде. Колокола гудят и трезвонят. Торжество – выражение русской национальной силы и энергии.
Содержание произведения Балакирев связывал с различными периодами русской истории: «…Я желал охарактеризовать три элемента нашей истории: язычество, московский уклад и удельно-вечевой элемент – Борьба их, выраженная в симфоническом развитии этих тем, и сделалась содержанием инструментальной драмы…» (4, 72-73). Замысел композитора чрезвычайно интересен в плане стремления широко охватить разнообразные жизненные явления народной жизни, объединить их единой художественной идеей для создания обобщённого образа Русской земли. Сам Балакирев писал, что цитируемыми тремя темами народных песен из своего сборника он пожелал охарактеризовать три элемента русской истории: язычество, московский уклад и удельно-вечевой элемент, переродившийся в казачество (9, 57).
Таким образом, использование подлинных народных песен в качестве основного тематического материала в симфонических произведениях народно-жанрового типа стало стилевым художественным принципом композитора в ранний период творчества. Проследим данный метод на примере Увертюры на три народные темы.
Увертюра на три народные темы

Заключение и вывод

По силе своего дарования М. Балакирев не умещается в привычных рамках своей эпохи и в сравнении со своими современниками поражает необъятностью своей деятельности: композитор, педагог, дирижёр, пианист, фольклорист, редактор музыкальных произведений, музыкальный критик. Вклад Балакирева в историю русской музыки был высоко оценен ещё А. Даргомыжским, назвавшим Балакирева орлом, «летящим впереди всех» (13, 180). Рулевым, ведущим за собой других «нехожеными тропами новаторства» именует его Т. Зайцева, ведущий современный исследователь творчества композитора: «Во многом благодаря Балакиреву с его исключительной силой почина Россия превратилась в признанную музыкальную державу с разветвлённой композиторской школой, которая стала влиять на ход мирового музыкального процесса» (5, 5).
Проанализировав отношение Балакирева к русской народной песне и его увертюру на три народные темы, можно сделать следующие выводы.
Интерес Балакирева к народным песням, стремление к изучению и сбережению национальных корней (не только русских) органично вытекало из «взрастивших» его культурных традиций родной нижегородской земли, расположенной на пересечении важнейших торговых путей из Европы в Азию, и отличавшейся многонациональным укладом.
Балакирев явился одним из первых русских фольклористов, серьёзно, с исследовательским подходом, относившихся к собиранию, записи и обработке народных песен. Поездки по Волге и на Кавказ стали не просто биографическим фактом, а результатом высокой духовной зрелости композитора, горячим стремлением к глубокому познанию жизни народа в связи с породившим его бытом.
Записанные Балакиревым народные песни внесли неоценимый вклад в русскую классическую музыку: их тематический материал обогатил творчество почти всех русских композиторов второй половины XIX века. Балакирев подавал своим соратникам пример любовного собирания и изучения народных песен. С именем композитора связано проникновение в русскую музыку целых пластов нового, свежего, во многом ещё нетронутого русскими композиторами материала. Используя преимущественно крестьянскую песню, отразившую в своих разнообразных жанрах всю многовековую историю народа и отмеченную наиболее самобытными музыкальными чертами, композитор заложил основы глубоко самобытного национального музыкального стиля, присущего не только ему самому, но и его гениальным воспитанникам – композиторам «Могучей кучки».
В раннем творчестве композитора сформировалась доминирующая творческая позиция – приоритет перед фольклорным материалом, ставшим «высоким» обобщением характера, истории и судьбы народа. Главное место в творчестве композитора заняла тема России с её многовековым историческим прошлым, с широким воссозданием жизни и быта народа, его помыслов, заветных дум и чаяний.
Вместе с другими композиторами «кучкистами» Балакирев продолжил линию объективного народно-жанрового симфонизма, ведущую своё начало от симфонических произведений Глинки (вместе с тем, он стал основоположником и другой ветви русского симфонизма – программных симфонических произведений на литературные сюжеты).
В процессе целостного анализа увертюры на три народные темы обозначились отличительные черты симфонизма Балакирева: сжатость и компактность формы, преобладание вариационного принципа развития музыкального тематизма, необыкновенное мастерство инструментовки, высоко развитое картинное мышление. Даже непрограммные сочинения (к которым принадлежит увертюра на три народные темы) имели яркие живописные штрихи, позволяющие воссоздать целые народные сценки и картины природы.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ