Исследование перспектив развития рынка «зеленых» (экологичных) товаров в России.

Цели и задачи

целью данной курсовой работы является исследование перспектив развития рынка «зеленых» (экологичных) товаров в России.

Введение и актуальность


Так, например, в Китае был создан список экологически чистых товаров по 66 категориям. При проведении тендера и выборе победителя, приоритетом пользуется компания, которая предложит товар из этого списка. Сегодня в список входит 426 компаний, а количество товаров с 2007 г., когда была начата программа, увеличилось с 800 до 37 953 штук. Согласно статистике за 2016 год закупки экологических товаров занимают 60% от общего количества проведенных открытых тендеров.
В Словакии в 2016 году был принят план по развитию «зеленых» государственных закупок, который поставил задачу - к 2015 году достигнуть 65% доли «зеленых» закупок в стране. Министерство экологии совместно с экологическим центром управления окружающей среды провели серию семинаров в 8 регионах страны с привлечением работников органов власти разных уровней. На семинарах работникам рассказывалось о плюсах зеленых закупок и методологических рекомендациях при проведении закупок.
Практика проведения показала, что тренинги позволяют разрешить главные вопросы работников (зачем нужны «зеленые» товары и на какие принципы нужно опираться при проведении тендера). С 2016 по 2017 год количество «зеленых» контрактов выросло с 2,1% до 5%.
В 2006 году в Вене стартовала программа «Вена думает о будущем». На основе программы была разработана стратегия развития исследований и инноваций, которая должна была сделать Вену «оранжереей» инновации.
Для достижения этой цели был разработан веб-сайт, который рассказывал о примерах инноваций в Вене. На сайте представлены проекты из различных сфер: управление дорожным трафиком, оптика, компьютерные решения. Кроме того, была инициирована серия диалогов, которая также направлена на информирование об инновационных подходах, которые были разработаны в Вене. Для большего продвижения были приглашены средства массовой информации, которые освещали события. Главное, что доносили спикеры на встречах и на онлайн площадках, это экономичность инновационных решений. Таким образом инициатива стимулировала не только государственные, но и частные закупки «экологических» товаров.
В США выстроено несколько систем мониторинга государственных закупок. Во-первых, все государственные закупки проходят через информационную систему (the Federal Procurement Data System). Во-вторых, устанавливается ежегодный план с целями, которые должны быть достигнуты. Для некоторых целей также устанавливается отчет по исполнению раз в 6 месяцев.
Отчеты позволяют вести мониторинг исполнения плана каждым агентством и корректировать их действия, если они не достигают целей плана по государственным закупкам.
В России сегодня «зеленые» государственные закупки не получили широкого развития.
В рамках Закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указывается, что для оценки заявки используются экологические характеристики объекта закупки. Критерий «экологичность», согласно правилам оценки заявок, который установлен Правительством России, оценивается наряду с критериями «качество» и «функциональность». Правилами не предусмотрен особый порядок оценивания «зеленых» товаров.
Более того, цель - развитие «экологичных» государственных закупок исчезла из обновленной версии основных направлений деятельности Правительства до 2018 года. Если в версии документа от 2013 года устанавливалась цель «обеспечение учета экологических требований и стандартов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд ("зеленые закупки")», а также снижение объема выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников (предприятия, котельные и др.) на 0,1 тонны на миллион рублей валового внутреннего продукта», то в новой версии такие цели отсутствуют.
Из Постановления исчезли также меры по созданию системы экологического нормирования, поэтапное введение запрета на захоронение отходов, формирование системы стимулирования предприятий к сокращению отходов, решение проблем ликвидации накопленного экологического ущерба, увеличение площади особо охраняемых природных территорий.
Отметим, что направления деятельности Правительства РФ определяются в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». На сайте Правительства России отмечается, что основные направления деятельности Правительства были уточнены в связи со «сложившимися экономическими условиями». Тем не менее, опыт стран, который показывает ОЭСР, говорит, что «зеленая» политика в сфере государственных закупок не ведет к повышению расходов бюджета, а наоборот содействует устойчивому развитию.
Тем не менее, на международных площадках Россия поддерживает «зеленую» повестку. В рамках АТЭС страны в 2013 году определили список «зеленых» товаров, в отношении которых взяли обязательства по смягчению таможенно-тарифной политики. Список включает в себя десятки различных товаров: от вспомогательных установок для котлов до оптических приборов. Для каждого товара дается объяснение «экологического» эффекта. На наш взгляд, Россия, при формулировании национального реестра «зеленых» товаров, может использовать наработки в рамках АТЭС.
Более того, в августе этого года Россия приступает к переговорам к присоединению к Соглашению ВТО по государственным закупкам. Наличие сформированной национальной экологического повестки даст больше маневра для переговоров.
Рекомендации России:
-С использованием Рекомендации ОЭСР об основных требованиях к государственным закупкам в отношении системы мониторинга, повышения уровня знаний и осведомленности работников государственных органов и общественности, внести изменения в национальное законодательство о государственных закупках.
-На основании Рекомендации ОЭСР об основных требованиях к государственным закупкам в отношении необходимости достижения второстепенной цели государственных закупок – устойчивого зеленого развития, установить в национальном законодательстве о государственных закупках приоритет «зеленых» товаров при проведении тендера.
-На основе лучшей практики стран, выявленной ОЭСР, с использованием списка «зеленых» товаров в АТЭС, создать публичный реестр «зеленых» товаров и компаний, которые их производят.
-На основе наилучшего опыта, выявленного ОЭСР, внедрить в государственных компаниях, разработанный совместно с ОЭСР, стандарт ISO:14001.

Заключение и вывод

В заключении можно сказать, что принимая концепцию «зеленого товара», компании необходимо удостовериться в обоснованности притязаний на подобное позиционирование, а также в возможности его поддержания в течение всего жизненного цикла товара. Данная проблема осложняется существованием неопределенности в оценке экологического воздействия многих продуктов и материалов.
Компания активно принимает участие в различных общественных мероприятиях, направленных на улучшение уровня жизни на земле, например, в акции «Час земли». Акция «Час Земли» – это не просто час без электрического освещения. Это призыв к заботе о природе, сокращению объемов потребления и переходу на более экологичные товары в повседневной жизни. Всем известно, что изменить мир в одиночку невозможно. Но если каждый внесет свой маленький вклад в общее дело, то вместе мы добьемся превосходных результатов.
Все это в результате формирует коммуникативную политику компании, предлагая своим клиентам присоединиться к политике работы «ИКЕА» и внести свой вклад в улучшение экологической обстановки на планете и уровня жизни населения, в том числе для развития рынка «зеленых» (экологичных) товаров в России.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ