нткоррупционные ограничения в системе государственной службы:понятие,виды,нормативное закрепление

Цели и задачи

Целью данного исследования является комплексное изучение антикоррупционных ограничений в системе государственной службы.

Введение и актуальность


В Конвенции ООН против коррупции 2003 г. приводится перечень деяний, которые государства – участники Конвенции обязуются криминализовать в национальном уголовном законодательстве. К ним относятся: подкуп национальных и иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение; подкуп в частном секторе; хищение имущества в частном секторе, находящегося в ведении лица в силу его служебного положения; легализация преступных доходов; сокрытие или непрерывное удержание имущества, если лицу известно, что оно получено в результате совершения коррупционного преступления; воспрепятствование осуществлению правосудия.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Борьба с коррупцией является важнейшим направлением политики любого государства. Коррупционные проявления возможны практически во всех сферах общественной жизни, однако в наибольшей степени они, как правило, характеризуют сферу публичного управления. Коррупционные деяния, совершаемые государственными служащими представляют наибольшую опасность для общества. Именно поэтому значительный объем правовых норм российского законодательства, регулирующего противодействие коррупции, ориентирован именно на сферу государственного управления, в том числе в сфере государственной службы.
Законодательство предусматривает следующие меры профилактики коррупции:
- формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
- антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, которая проводится соответствующими органами государственной власти (прокуратурой, органами юстиции) и независимыми экспертами в целях выявления в правовых актах коррупциогенных факторов и их последующего устранения. При этом под коррупциогенными факторами понимаются такие положения нормативных правовых актов, которые устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции (ст. 1 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»);
- рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
- предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
- установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
- внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
- развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.
Одним из направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка прохождения государственной службы. Это даст возможность сформировать управленческую элиту, состоящую из достойных профессионалов.

Заключение и вывод


В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.
В систему государственной службы включается государственная гражданская служба, военная служба и государственная служба иных видов.
Правовой статус государственного служащего определяется законом о соответствующем виде государственной службы. Важной частью правового статуса государственного служащего является система установленных для них запретов и ограничений, требования профессиональной этики.
Противодействие коррупции является одной из основных проблем организации государственного управления и осуществления своей деятельности органами государственной власти. Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Борьба с коррупцией является важнейшим направлением политики любого государства. Коррупционные проявления возможны практически во всех сферах общественной жизни, однако в наибольшей степени они, как правило, характеризуют сферу публичного управления.
Одним из направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка прохождения государственной службы.
Так как деятельность государственных служащих сопряжена с особой ответственностью перед личностью, обществом и государством в целом, то федеральным законодательством для устанавливаются ограничения и запреты на определенные их действия в профессиональной сфере, имеющие антикоррупционную направленность.
Для государственных служащих, нарушивших антикоррупционную обязанность, ограничение или запрет законодательством предусмотрена специальная ответственность.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ