Современное состояние и перспективы развития культурно-познавательного туризма в Чехии

  • Я - нейросеть а24+. Помогу с решением задачи
Готовлю ответ ...

Цели и задачи

Целью исследования является анализ состояния и выявление перспектив развития культурно-познавательного туризма в Чехии.

Введение и актуальность


При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от одного до трех дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры. Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические экскурсии, театральные, фольклорные, этнографические, литературные, природоведческие и т.д.
Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познавательные и культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение любопытства туристов.
Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных объектов. Культурные мероприятия – посещение массовых мероприятий, таких, как театры, концерты, и т.п. В программу включено посещение музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих музеев и т. д.
Программа тура строится в зависимости от тематики тура.
Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи, видеопрограммы о месте отдыха, различные национальные праздники. Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.
Размещение туристов в стационарных турах может быть самым разнообразным – в гостиницах от 1 до 5 звезд. Основное требование – местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах - от 2 до 4 звезд).
В зависимости от преимущественного использования для культурно-познавательного туризма в качестве базового того или иного культурного ресурса исследователи выделяют следующие виды культурного туризма:
туризм наследия (культурно-исторический);
экокультурный туризм;
тематический туризм;
креативный туризм;
арт-туризм;
туризм впечатлений;
событийный туризм.
Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.
Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.
Туризм наследия, особенно, в своих типичных формах, включая обзорно-ознакомительный туризм, с ярко выраженной базой на ресурсах исторического наследия и экскурсионной формализованной формой познавательной деятельности туриста, имеет определенные проблемы в развитии, которые следует учитывать дестинациям, в которых он является доминирующим.
Тематический туризм. Особенностью тематического туризма является фокусирование восприятия туриста на отличительных характеристиках дестинации в рамках знакомства с одним из аспектов ее истории и культуры. Тематический туризм находит выражение в развитии культурных маршрутов. Культурный маршрут представляет собой совокупность материальных и нематериальных элементов исторических и культурных ресурсов, связанных друг с другом темой и концепцией ее раскрытия в ходе специального маршрута движения.
Такая форма туризма создает следующие условия для его развития. Рост возможности интерпретации достопримечательности в соответствии с интересами посетителей, их культурным багажом. Так, для специализированных культурных туристов тематическая компоновка и интерпретация достопримечательностей позволяет более концентрированно попадать в специальные интересы этой группы туристов.
В то же время для туристов с общими культурными интересами, совершающими, в частности, обзорно-ознакомительные поездки, тематическое представление культурной специфики дестинации может стать связующим культурным звеном между культурой туриста и незнакомой ему культурой дестинации, облегчить ему интерпретацию культурных особенностей посещаемых мест.
Арт-туризм. На рубеже ХХ – ХХI вв. был впервые отмечен сдвиг туристского интереса от достопримечательностей культурно-исторического наследия в сторону арт-туризма – туризма, связанного с доминирующим интересом к текущим процессам в сфере художественного творчества, результатам и процессам современного искусства.
Диапазон достопримечательностей, представляющих интерес для туристов с соответствующей мотивацией посещения, весьма широк и включает в себя посещение художественных галерей и выставок, драматических, оперных и балетных спектаклей, поп-концертов, фольклорных фестивалей и уличных представлений, студий художников и мастерских ремесленников, культурно-креативных кварталов и мест, ассоциирующихся с известными литературными произведениями или кинофильмами и др.
Многие из перечисленных достопримечательностей посещаются и туристами общекультурных интересов в рамках обзорно-экскурсионного туризма, однако для арт-туристов характерно стремление участия в культурных акциях, знаменующих «событие» в искусстве, будь то определенная выставка современного искусства или премьера оперного спектакля, или концерт в рамках фестиваля, или арт-ярмарка и аукцион. Для таких туристов событийный характер посещения предоставляет возможность острее почувствовать дух творчества, продемонстрировать уровень своей «культурной квалификации» в качестве знатока и ценителя, разбирающегося в нюансах тех или иных видов искусства, и разделить этот опыт с кругом единомышленников. Таким образом, арт-туризм в значительной мере пересекается и «накладывается» на событийный туризм.

Заключение и вывод

Культурно-познавательный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей
По направлениям культурно-познавательный туризм классифицируется на внутренний, выездной, въездной,  международный (выездной или въездной). Также существуют такие разновидности познавательных туров как стационарные и маршрутные. В зависимости от преимущественного использования для культурно-познавательного туризма в качестве базового того или иного культурного ресурса исследователи выделяют такие виды культурного туризма как туризм наследия (культурно-исторический), экокультурный туризм, тематический туризм, креативный туризм, арт-туризм, туризм впечатлений, событийный туризм.
При организации культурно-познавательных туров задействованы экскурсионные ресурсы, представляющие собой объекты и предметы, которые, посредством таких свойств как уникальность, историческая, эстетическая и художественная ценность, оригинальность и др., вызывают интерес у экскурсантов, подвигают их к туристским поездкам, а также могут удовлетворить познавательные, эмоциональные, интеллектуальные и физические потребности туристов или экскурсантов
Разработка туристского продукта экскурсионной направленности включает в себя следующие этапы: составление моделей туристских услуг, разработка технических требований и характеристик услуг, разработка технологии процесса оказания туристских услуг, определение методов контроля качества туристских услуг, утверждение документов на туристские услуги.
В процессе исследования был разработан молодежный культурно-познавательный тур в Чехию. Тур включает в себя проживание, питание завтраки, транспортное обслуживание, развлекательную и культурную программу. Разработанный тур относится к категории культурно-познавательных, т.к. его цель – это знакомство туристов с основными достопримечательностями Праги. Тур также относится к категории молодежных, т.к. основной контингент его потребителей - студенты и молодые люди в возрасте 18-25 лет.
Стоимость участия в данном туре составляет ..... рублей.
Первым этапом разработки тура является маркетинговое исследование, в нашем случае это было изучение рынка предлагаемых туров с целью поиска уникального туристского предложения по культурно-познавательным турам в Чехию; кроме этого были изучены пожелания потенциальных потребителей разработанного туристского продукта.
На втором этапе разработки тура была проведена разработка маршрута. По результатам анкетирования потенциальных потребителей туристского продукта из всех предложенных была выбрана Чехия, продолжительность (5 дней/ 4 ночи), определены пункты маршрута (апартаменты для размещения, экскурсионная программа), выявлено ресурсно-техническое обеспечение тура.
На третьем этапе были определены поставщики услуг, и заключены необходимые договоренности. На четвертом этапе было разработано информационно-методическое сопровождение тура. На пятом этапе был произведен окончательный расчет стоимости тура и начато продвижение и сбыт турпродукта с помощью рекламы, агентских продаж, PR-акций и др.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ