Региональный компонент в изучении обществознания на примере школ Бурятии

Современные педагоги должны не только владеть преподаваемым предметом и иметь педагогические навыки и знания. Одним из современных требований к педагогам является умение пользоваться современными технологиями (ПК, различные электронные устройства) и ориентироваться в интернет-ресурсах, актуальных в вопросе решения образовательных и воспитательных задач.
Данные условия отражены в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), что выпускники педагогических направлений должны быть готовы к использованию основных методов и средств получения, хранения, переработки информации, уметь работать с компьютером как средством управления информацией, также работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.
В рамках данного исследования был проведён анализ практического опыта учителей Бурятии по использованию регионального компонента. Упор был сделан на методах, которые предполагают использование интернет-ресурсов.
Одной из форм использования интернет-ресурсов является коллективное создание интернет-проектов. Данный метод, в частности, применяет в своей разработке Т.Б. Балданова. По словам Т.Б. Балдановой, в процессе создания проектов «обучающиеся приобретают начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком».
В качестве объекта исследования в данных проектах у Балдановой выступают следующие элементы, относящиеся к региональным материалам:
географические особенности района;
история края;
история семьи;
особенности культуры.
М.И. Кропотова рассматривает интернет-ресурсы как место поиска необходимой информации. Так, ученикам задаются вопросы по региональным темам культурно-краеведческой направленности (по Республике Бурятия), ответы на которые нужно искать в приведённом списке интернет-ресурсов.
Также в практике учителей Республики Бурятия популярным является использование мультимедийных и иных электронных интернет-ресурсов. В частности, активно используются краеведческие электронные ресурсы, выложенные в сети Интернет.
Одним из источников, которыми активно пользуются педагоги, является масштабный ресурс «Региональная память России (краеведение на сайтах библиотек)», ранее до 2014 года существовавший как «Путеводитель по краеведческим ресурсам на библиотечных сайтах Интернет».
Использование мультимедийных ресурсов обеспечивает легкость восприятия информации человеком, что определяется отличиями в средствах и способах восприятия и обработки информации у человека и компьютера. Развитие мультимедийных технологий и их проникновение в различной сферы человеческой деятельности отражает одну из ведущих тенденций информатизации общества, обеспечивая богатство содержания и форм, а также возможность сочетания разных видов материалов: текстовых, визуальных, аудиоданных, графиков и пр.
Среди мультимедийных интернет-ресурсов, используемых учителями Бурятии в качестве регионального компонента можно выделить:
видеоматериалы: по истории края, информативные передачи, документальные видео и пр.;
аудиоматериалы: народная музыка и песни, записи выступлений на родном языке и т.д.;
фотографии и другие изображения: документального и художественного плана.
При отборе интернет-ресурсов педагоги ориентируются не только на форму материалов, но и на тип информации с точки зрения содержания. В данном вопросе одним из центральных является следующая классификация Интернет-ресурсов с точки зрения профессиональной образовательной деятельности:
‒ научно-популярная информация (различные издания, газеты и журналы);
‒ справочная информация (справочники, сетевые словари, «виртуальные библиотеки», энциклопедии);
‒ образовательная информация (дистанционные курсы, вебинары, методические разработки и т. д.);
‒ познавательная информация (тематические сайты, которые посвящены проблемам в образовании).
Таким образом, учителя в школах Республики Бурятия активно используют интернет-ресурсы для преподавания регионального компонента учебных предметов. При этом, чаще всего, данные ресурсы выполняют информативную функцию.
Активно используются мультимедийные ресурсы, с помощью которых расширяется восприятие того или иного предмета исследования. На базе интернет-ресурсов составляются проекты.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ