Индивидуальная работа как средство развития познавательной деятельности младшего школьника

Цели и задачи

Целью исследования является разработка форм познавательной деятельности учащихся в основной школе.

Введение и актуальность


Исследования, отраженные в педагогической литературе, внесли огромный вклад в развитие теории познавательной деятельности: в них содержатся оригинальные идеи, теоретические обобщения, практические рекомендации. Из них мы видим, что активность играет важную роль в любом познавательном процессе, она всегда является решающим условием успешной деятельности ребенка и его развития в целом.
Таким образом, условием развития познавательной деятельности детей школьного возраста, вознесения их на высший уровень является практика, исследовательская деятельность.


1.2 Методы активизации познавательной активности младшего школьника

Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.
Отметим, что основная задач педагога это не просто излагать материал, а пробудить способности детей, привлечь их активное внимание. Активизировать деятельность учащихся невозможно без пробуждения интереса к этой деятельности. Познавательный интерес должен стать мотивом обучения и стойкой чертой характера ученика.
Использование различных форм и методов активизации познавательной активности позволяет вовлечь детей в процесс общения. Безусловно, современные педагогические технологии не претендуют на универсальность и не заменят полностью традиционно сложившиеся формы обучения, однако смогут значительно повысить уровень сформированности познавательной активности детей [5].
Дидактические методы активизации познавательной деятельности представляют традиционный кластер педагогической науки и делятся:
- на словесные (рассказ, учебная дискуссия, доказательство, сравнительный анализ, мозговой штурм, проблемное изложение и т. д.;
- наглядные (иллюстрация, демонстрация, моделирование, просмотр фильмов, роликов, видеопрезентаций);
- практические (наблюдение, описание, исследование, лабораторная работа, экскурсия, эксперимент, проектирование) [1].
В процессе познания слово играет ведущую роль: благодаря речи человек может выражать свои представления об окружающем мире. Однако для того, чтобы слово могло выполнять функцию «сигнала сигналов», чтобы с его помощью можно было адекватно отражать действительность, им следует правильно пользоваться.
Особенно важно это для педагога, чье слово — как устное, так и письменное — главное средство «запуска» познавательной деятельности учащихся. Именно поэтому студентов педагогических специальностей следует обучать позитивным стилям, стратегиям и тактикам, видам и жанрам языкового общения, показывать опасные последствия одностороннего авторитарного вербального давления и знакомить с классификацией словесных воздействий.
Наглядные методы. В процессе образовательной деятельности для эффективного усвоения школьниками необходимой учебной информации педагогу очень важно уметь активизировать все системы органов чувств воспитанников. Восприятие материала исключительно «на слух» снижает результативность обучения.
Незаменимыми для активизации познавательной деятельности являются наглядные методы, которые на основе зрительного анализатора не только обеспечивают полноценное приобретение учащимися новых знаний, но и прививают им навыки правильного восприятия, умения обнаруживать существенные признаки, устанавливать связи в изучаемых явлениях.
Выбор наглядных методов обучения, конечно, зависит от содержания преподаваемого материала, степени знакомства с ним школьников и целесообразности его применения. Кроме прочего, многие наглядные методы предоставляют широкие возможности для самостоятельной работы учащихся, без какой-либо посторонней помощи.
Практические методы — это сложное сочетание речевого взаимодействия, наглядности и практической работы. Практическая деятельность учащихся организуется и направляется учителем с целью воспитания трудолюбия, привычки самостоятельно добывать знания и, безусловно, активизации познавательной деятельности. Применяя освоенную теорию на практике при решении различных задач, дети намного тверже закрепляют полученные ранее знания.
Для повышения активности учеников начальных классов целесообразно использовать следующие словесные методы:
Дискуссии. Дети должны учиться свободно, не боясь, высказывать свою точку зрения и уважать мнение (даже противоположное) одноклассников.
Самостоятельная работа. Ребята должны уметь анализировать, выделять из общего — главное, пользоваться разными источниками информации. Необходимо развивать устную речь. Самостоятельная работа с дидактическим материалом. Это карточки для закрепления материала, практические задания, тесты и т. д.
Проблемное изложение. На уроке создаются проблемные ситуации. Ребята предлагают свои предложения по решению проблемы. Этот метод активизирует умственную деятельность, синтез и анализ, обобщение и сравнение, установление причинно – следственной связи.
Интерес ребёнка – важнейший источник его активности в познавательном процессе, один из наиболее эффективных побудителей внимания. Наличие познавательного интереса к предмету способствует повышению активности учеников, повышению успеваемости, самостоятельности [3].
Для организации активной познавательной деятельности учащихся необходимо включение школьников в работу уже в начале урока, вызывать учебные интересы на этапе знакомства с новым учебным материалом и его закрепления, активность детей при создании учителем состязательной мотивации.
Таким образом, умелое использование различных форм познавательной деятельности учащихся дают возможность учителю активизировать эту деятельность на уроках.
В настоящее время в исследованиях советских психологов и дидактиков, отмечается, что без учета индивидуальных особенностей обучаемого невозможно подлинное развивающее обучение, а оно является одной из целей нашего предмета в школе, который вносит свою лепту в воспитание активной, всесторонне развитой личности, что является стратегией обучения в настоящее время.

Заключение и вывод

Подводя итоги работы отметим, что цель образования — во всестороннем целостном развитии младшего школьника. Несмотря на большое количество исследований, направленных на изучение познавательных процессов у младших школьников с трудностями в обучении, многообразие аспектов и подходов в выделении условий реализации и развития познавательных процессов у младших школьников с трудностями в обучении, значительный круг вопросов остается недостаточно разработанным.
В этой связи становиться актуальным разработка профилактических и коррекционных мер, направленных на формирование познавательных процессов.
Познавательную деятельность нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность обучения учащихся.
Для развития познавательной деятельности школьника часто практикуется индивидуальная работа, которая способствует не только более сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков, но и формированию таких ценных качеств личности, как самостоятельность, организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, ответственность за выполнение порученного дела и т.д.
Таким образом, цель исследования - разработка форм познавательной деятельности учащихся в основной школе - достигнута.
Гипотеза исследования в том, что работа по развитию познавательной деятельности младшего школьника будет проходить успешно если индивидуальная работа с младшими школьниками проводится систематически и по всем видам деятельности с учетом особенностей познавательной активности младшего школьника; одним из основных методов индивидуальной работы используется метод проектов, а именно работа исследовательского характера - достигнута.
Задачи - изучить психолого-педагогическую литературу по познавательной деятельности школьников; определить пути формирования познавательной деятельности на уроках технологии - решены.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ