мюзиклы

Цели и задачи

Цель настоящего исследования - изучить особенности светового и звукового сопровождения как средств достижения максимальной выразительности в указанных мюзиклах.

Введение и актуальность


Будучи запечатленным в изображении, драматическое действие киномюзикла по-особому демонстрировало соотношение трех главных составляющих - музыки, хореографии и сценарной драматургии, поскольку отсутствие непосредственного воздействия сценического зрелища на зрителя в кино должно чем-то компенсироваться. Помимо изобразительного решения фильма, в киномюзикле активно используется музыкальная динамика, которая проявляется в пении или танце и влияет на организацию экранного изображения. Художественная идея этого жанра воплощается в том, что синтез искусств понимается здесь как сочетание различных видов искусств, оказывающее единое эстетическое воздействие.
Жанровая природа мюзикла налагает определенную ответственность на актёра-исполнителя нового «синтетического» типа, который обязан владеть полным комплексом актёрского мастерства – вокальным мастерством, музыкальностью, речевой выразительностью, драматической игрой, а также пластикой как средством выражения мысли, характера, мимики и т. п. (Шилова, 1984).
По поводу особенностей драматургии музыкального фильма уже задолго до появления киномюзикла стало понятным, что в тех фильмах, где преобладает музыкальное начало, качество диалогов героев, уровень оригинальности и проработанности сюжета, а также все, что относится к сценарной драматургии, может не претендовать на сложность, новизну и глубину, то есть на художественность киноповествования. Гораздо важнее было музыкальное начало, наличие известного шлягера, исполняемого популярным актером, а также демонстрация крупным планом самого процесса пения. Зрелищность киномюзикла заключается в декоративных постановочных эффектах, а также в особом характере действия, реализуемого поющими и танцующими актерами.
В мюзикле на зрителя непосредственное и самое значительное воздействие при просмотре фильма оказывают музыка и танец. По словам отечественного кинокомпозитора Эдуарда Артемьева, приоритет музыкального начала в мюзикле совсем иначе и по-новому воздействует на зрителя, нежели сюжет и диалоги в «обычном» игровом фильме: «Идеальное возникновение пения мотивируется тем, что сказать что-то просто - уже невозможно, необходима другая ступень эмоциональной выразительности. <...> Сейчас настал момент нового воздействия музыки, момент физиологического воздействия, которое очень многое может дать кинематографу. Киномюзикл поэтому представляется мне идеальным вариантом современного фильма. Здесь наиболее полно могут быть использованы все средства воздействия на зрителя» (Артемьев, 1994, 126 с.).
Отметим основные характеристики мюзикла:
1. Преимущественно популярная, эстрадная музыка, то есть принадлежность музыкального материала к сфере массовой поп-культуры, не к «высокой» музыкальной традиции;
2. Равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматургии спектакля;
3. Мощная драматическая структура, свойственная классическому американскому шоу. В основе сюжета в мюзикле, как правило, лежат литературные произведения, завоевавшие широкую популярность и доказавшие свою художественную полноценность;
3. Высокая идейная содержательность, глубина мысли, серьезность проблематики (Шилова, 1983).
Как упоминалось выше, в процессе исторического развития сформировался определенный набор жанровых характеристик мюзикла. Кроме того, выделились отдельные поджанры, отличающиеся собственными принципами построения. Основными разновидностями мюзикла можно считать:
Мюзикл-опера – такой вид мюзикла, который сочетает в себе единство свойств и признаков жанров мюзикл и опера (например, «Шербургские зонтики» М. Леграна, «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Уэббера и др.) (Березовчук, 2003).
Мюзикл-оперетта – поджанр мюзикла, который сочетает в себе характерные черты мюзикла и оперетты («Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, «Звуки музыки» Р. Роджерса и т. д.)
Мюзикл-драма – такой мюзикл, который опирается на диалоги и речь («Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта).
Мюзикл-обозрение - эстрадное ревю, в основе которого лежит драматический сюжет (например, советский к/ф «Веселые ребята», муз. И. Дунаевского).
Наиболее популярными сюжетами киносценариев для мюзикла по мнению исследователя М.Ханиша (1984) являются:
А) «мюзикл подмостков», в котором показывается процесс рождения мюзикла в театре;
Б) «мюзикл Золушки», демонстрирующий восхождение маленькой неизвестной девушки к славе большой «звезды» шоу-бизнеса;
В) «мюзикл любви-ненависти», где герои поначалу игнорируют друг друга, а затем испытывают взаимное влечение;
Г) «мюзикл-биография», где показывается жизнь «звезды» мюзикла и история ее успеха (Ханиш, 1984).
Природа зрительского восприятия в мюзикле связана с естественным переходом вслед за героями фильма из одного плана в другой. Зритель следит за непрерывностью драматического действия мюзикла, в результате чего у него возникает ни с чем не сравнимое удовольствие от переживания целостности киноповествования. Однако сам мюзикл представляет собой по композиции сложную последовательность изолированных эпизодов. То есть строение мюзикла предельно фрагментарно, в то время как драматическое действие обеспечивает мюзиклу единство.
Киномюзикл ориентирован на определенный тип зрителя с четкими потребностями в сфере развлечений и определенными эстетическими реакциями. Стили и жанры в мюзикле подчинены двум задачам: целенаправленному раскрытию художественного замысла автора (режиссера, композитора или хореографа) и общей цели развлекательности.

Заключение и вывод

В настоящей работе была проанализирована история становления одного из самых неоднозначных и размытых жанров - мюзикла, рассмотрены его жанровые характеристики, а также изучены значение и роль звука и света в раскрытии режиссерского замысла в кинопроизведении. Результаты исследования и проведенного интервью подтвердили гипотезу о том, что свет и звук в жанре мюзикла в значительной мере позволяют передавать творческий замысел, формировать определенное впечатления у зрителя, усиливая яркость эмоционального восприятия.
Автор исходит из мнения, что мюзикл, как предмет массового искусства, имеет особую коммуникативную составляющую, которая подразумевает наличие ряда заложенных режиссерских посланий. В процессе создания мюзикла музыкальный материал, сценическая постановка и технические приемы должны быть взаимно увязаны, интересны для зрителя и доступны для него. Считывание публикой творческого замысла происходит на уровне подсознания, поэтому воздействие на зрителя должно быть синхронным и комплексным – с использованием световых и звуковых эффектов.
Через основные свои составляющие — изображение, слово и звук — кино охватывает почти все виды искусства. Изображение, композиция, костюмы и декорации неразрывно связываются с техническими средствами выражения - работой камеры, освещением и монтажом, которые выступают единственными средствами преобразования потока событий в некое сообщение, формирующее у зрителя эмоциональное впечатление. Таким образом, мюзикл является каналом передачи неких стереотипов восприятия, способом формирования киноповествования, достигаемого в том числе за счет звукового и светового выражения.
Настоящее исследование содержит ряд наблюдений, которые могут послужить основой для работ как в области изучения вопросов кинопроизводства, рассмотрения условий, влияющих на зрительское восприятие и коммерческую успешность фильма. Практическая значимость работы определяется описанием особенностей применения светового и звукового сопровождения в жанре киномюзикла, необходимых при профессиональной подготовке обучающихся в сфере кинопроизводства. Результаты исследования имеют актуальную значимость при разработке практических мер совершенствования процесса кинопроизводства, а также для просветительских целей повышения зрительской культуры восприятия кинопроизведений.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ