Гражданско-правовые идеи А.Н. Радищева

Цели и задачи

Целью данной работы является рассмотрение гражданско-правовых идей А.

Введение и актуальность


Существует история об обстоятельствах самоубийства Александра Радищева. Его позвали в комиссию для составления законов, где им был составлен проект либерального уложения, где говорилось о равенстве всех перед законом, а также о свободе печати. Председателем комиссии графом П. В. Завадовским было сделано строгое замечание, относительно образа мыслей и взглядов писателя. Он также упомянул Радищеву о его былых увлечениях и даже напомнил о ссылке в Сибирь. У Радищева было сильно расстроено здоровья, а такие выговоры и угрозы серьезно его подпортили. Писатель решил покончить с собой, выпил яд и умер в страшных муках. Однако эта версия считается совершенно неубедительной потому как, Радищев был похоронен на кладбище вблизи храма согласно православному обряду со священником. В то время самоубийц хоронили в специализированных местах за кладбищенской оградой.
В книге Д. С. Бабкина, которая был названа в честь писателя «Радищев» (1966 год), была предложена другая версия смерти Александра Радищева. Сыновья, которые присутствовали при его кончине, говорили о серьезном физическом недуге, который поразил Александра уже в период ссылки в Сибирь. Бабкин говорил о том, что причина смерти писателя – это несчастный случай. Радищев по случайности выписал стакан крепкой водки, которая предназначалась для выжиги старых офицерских эполет его старшего сына». Кроме того, документы о захоронении подтверждают его естественную смерть. Ведомость церкви Волковского кладбища указывала, что «коллежский советник Александр Радищев; пятидесяти трёх лет, умер чахоткою», при выносе был священник Василий Налимов.
Могила писателя до настоящего времени не смогла сохраниться. Предполагается, что его тело было захоронено вблизи Воскресенской церкви, на стене которой в 1987 году установлена мемориальная доска.

Заключение и вывод

Распространение идей Просвещения и влияние Французской революции привели также к зарождению в России радикальной идеологии, наиболее ярким представителем которой был А. Н. Радищев.
Радищев Александр Николаевич (1749-1802 гг.) – дворянин. Учился в Московском университете, затем в Петербургском пажеском корпусе. Когда Екатерина II повелела отправить в Лейпциг, для обучения, двенадцать молодых дворян, из наиболее отличившихся поведением и успехами в учении, среди них был и Радищев. Здесь он увлекся сочинениями Руссо, Гельвеция.[3] В 1771 г. Радищев возвратился в Петербург, служил сначала в Сенате, затем в 1778 был определен на службу в государственную камерц-коллегию, откуда в 1788 переведен в петербургскую таможню, помощником управляющего, а затем и управляющим. После опубликования самого своего знаменитого произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» по приказу императрицы был арестован и приговорен к смертной казни, замененной десятилетним заточением в Илимском остроге в Сибири. Книга Радищева была конфискована и до начала XX в. распространялась в списках. В 1796 император Павел вернул Радищева из ссылки. Позднее Александр I назначил его членом комиссии по составлению законов. За составление проекта либеральных реформ начальство сделало ему внушение, напомнив о Сибири. Радищев, человек с сильно расстроенным здоровьем был так потрясен выговором и угрозами, что решил покончить с собой.
А. Н. Радищев хорошо знал немецкий, французский и латинский языки, а также английский и итальянский
Основные произведения: «Путешествие из Петербурга в Москву», ода «Вольность», «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Размышления о греческой истории». Был автором нескольких законопроектов: «О законоположении», «Проект о разделении Уложения Российского» и др.
Радищев считал, что причиной образования государства является природная социальность людей. В естественном состоянии все были равны, но с появлением частной собственности это равенство нарушилось. Как и Ж.-Ж. Руссо он связывал происхождение государства с появлением частной собственности. При заключении общественного договора народ оставляет суверенитет за собой, при этом он не мог согласиться на рабство, т.к.рабство - это противоестественное состояние. Государство есть результат молчаливого договора в целях обеспечения всем людям благой жизни, а также защиты слабых и угнетенных.
Форма государства. Монархию Радищев отвергал в любой форме, т.к. любое единоличное правление, по его мнению, есть деспотизм. Он считал, что нет и не может быть просвещенного монарха.
Социально-правовые прожекты А. Н. Радищева. Будущее России - добровольная федерация вольных городов с народным правлением, со столицей в Нижнем Новгороде. Основа союза - частная собственность (естественное право человека), но собственность трудовая. Форма правления – республика, форма государственного устройства – федерация, форма государственного режима – народовластие. В этой республике существует разделение власти - законодательная (однопалатное народное собрание), исполнительная (избираемые народом чиновники) и судебная (выборные судьи). В рассуждениях «О судебных местах» он писал, что в России должны быть учреждены суды духовные, гражданские, военные, совестные (мировые суды). Размышляя о наказаниях, говорил о необходимости отмены смертной казни.
Радищев являлся сторонником теории естественного права. Он разделял естественное право (право на жизнь, собственность, безопасность, вольность, равенство перед законом) и положительное, основанное на естественном праве. В интересах общей пользы естественные права могут быть ограничены, но лишь в случаях, предусмотренных положительным законом, отражающим общие интересы граждан.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ