Исследование эмоциональной сферы человека как его личностного проявления

Цели и задачи

Целью работы считать: Изучить эмоциональную сферу человека как предмет исследования отечественных и зарубежных психологов.

Введение и актуальность


Феномен стиля саморегуляции, по мнению А.А. Конопкина, выражается в том, что недостаточное развитие одного звена саморегуляции компенсируется высоким развитием другого звена. Однако какие бы условия и детерминанты ни определяли жизнь и деятельность человека - внутренне, психологически действенными они становятся лишь тогда, когда им удается проникнуть в сферу его эмоциональных отношений и закрепиться в ней [12].
Эмоции - средство спасения от состояния напряжения и средство достижения состояния удовлетворения, - утверждал Зигмунд Фрейд. Курт Левин отмечал в своей теории поля, что чем больше участков сферы личности включено, тем с большей вероятностью она будет реагировать на события[15].
Маслоу отмечал, что для самоактуализации важны положительные эмоции. Он призвал серьезно исследовать влияние на человека эмоций счастья, радости, внутреннего покоя. Ученый считал, что негативные эмоции, внутреннее напряжение и конфликты отнимают энергию индивида и не способствуют его эффективному функционированию.
Таким образом, эмоции - это «внутренний регулятор» деятельности, и они служат организующим и мотивирующим фактором поведения человека. Анализируя учение Л.С. Выготского, К. Вилюнаса, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других исследователей можно выделить ряд принципиально важных положений. Между эмоциями и деятельностью существует тесная взаимосвязь: эмоции отражают отношение между мотивами (потребностями) и реализацией деятельности, которая им соответствует, в результате чего человек настраивается на дальнейшие действия. Поэтому эмоции есть и результатом осуществления деятельности и механизмом ее движения. Эмоциональную регуляцию рассматривают как силу, которая согласовывает общую направленность и динамику поведения с личностным смыслом, который имеет для человека определенная ситуация. Основными регулятивными функциями эмоций являются: активация, мобилизация, избирательность, побуждение, организация деятельности и поведения личности. Эмоции, которые человек переживает в повседневной жизни, влияют на индивидуальное и социальное развитие и на формирование межличностных связей. Характерной особенностью эмоций является то, что они охватывают личность полностью. Осуществляя почти молниеносную интеграцию, то есть объединение в единое целое всех функций организма, эмоции сигнализируют о полезных или вредных воздействиях на организм. Благодаря этому они имеют универсальное значение для жизни человека.
Следует также отметить, что в зависимости от продолжительности, интенсивности, предметности или неопределенности, а также качества эмоций, все эмоции делят на эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Эмоциональные состояния характеризуются большей длительностью, которая может измеряться часами и днями. По своей модальности эмоциональные состояния могут возникать в форме раздражительности, тревоги, различных оттенков настроения: от депрессивных состояний до состояния эйфории. Важность умения управлять своими эмоциональными состояниями, трудно переоценить для любого человека, любого возраста, любой профессии. Альфред Адлер разделял эмоциональное состояние на две части: одна не связана с обществом и касается достижения индивидуальных целей, другая - связана с обществом и способствует социальному взаимодействию. Несвязанные с обществом эмоции, такие как гнев и страх являются результатом ощущения неудавшейся жизни и личностной несостоятельности. Негативные эмоции, соединяясь с неопределенностью мотивации, снижают степень сформированности механизмов саморегуляции, усиливают дезадаптацию и даже приводят иногда к так называемому срыву адаптации [21].
Ученые отмечают, что эмоциональный процесс является специфической реакцией на изменения во внешней или внутренней среде. Как правило рассматриваются два аспекта эмоциональных процессов: а) отражение, когда эмоции выступают специфической формой отражения значения объектов для субъекта; б) отношение, когда эмоции являются формой активного отношения человека к миру. Эмоциональные процессы объединяют в себе три основных компонента: эмоциональное возбуждение, содержание эмоций, знак эмоций. Положительные эмоциональные процессы активизируют деятельность, повышают ее результативность. Негативные эмоции дезорганизуют ту деятельность, которая приводит к их возникновению, однако организуют действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Поэтому следует отметить, что, эмоции как психический процесс влияют и на познавательные процессы [6; 11; 24].
Эмоции тесно пронизывают все явления психической жизни человека. Модальность эмоционального отношения формируется через опыт коммуникации и взаимодействия с миром. Мировосприятие составляет тот жизненный тонус личности, от которого во многом зависит качество и уровень эмоционально-волевой регуляции любой деятельности вообще. Черты характера человека во многих случаях пронизаны эмоциями. Личностное развитие человека происходит при усовершенствовании высших эмоций и чувств. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную социализационную роль. Они являются значимым фактором в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. Таким образом, эмоции человека – это форма отражения действительности, в которой происходит регуляция и саморегуляция функций в зависимости от условий окружающей среды.
Таким образом, эмоции являются фактором, обуславливающим специфику регуляции поведения человека. Вместе с когнитивными процессами, эмоции выполняют оценочно-регулирующую функцию в человеческих взаимоотношениях. Влияние эмоций на ход процессов регуляции, проявляется в организации и направленности внешних воздействий, поведенческих реакций, избирательности познавательных процессов, четкости психомоторных и познавательных действий. Именно поэтому эмоции обязательно, значимым фактором внутренней регуляции различных видов и форм произвольной активности человека, выступая субъективной формой выражения актуальных потребностей личности.

Заключение и вывод

Проведенное теоретико-методологическое исследование проблемы эмоциональной сферы человека как его личностного проявления позволяет сделать следующие выводы.
Эмоции и чувства - важнейшие психические процессы, которые регулируют индивидуальное поведение и отношения с другими. Будучи специфическими способами реагированием людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде, они могут укреплять отношения или разрушать их, улучшать понимание других людей или мешать взаимодействовать с ними. Эмоции выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что возникают как сложная форма поведения, готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям. На активность эмоциональных действий существенное влияние оказывает степень интенсивности эмоций и чувств.
В ходе социализации человек учится осознавать, проявлять собственные эмоции, принимать и понимать эмоциональные состояния других людей. Репертуар чувств у каждого человека формируется в процессе его общения с другими людьми. Управление эмоциями и чувствами предполагает их осознание и контроль за формой проявления. Ведущими факторами в этом являются такие личностные образования как эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность.
Основной особенностью и одновременно трудностью психодиагностической работы с дошкольниками является отсутствие навыков чтения и письменной речи, что делает невозможным использование традиционных психологических тест-опросников. Поэтому для диагностики эмоциональной сферы дошкольников наилучшим образом подходят проективные рисуночные методики и диагностическое интервью.
Особенностью эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста является то, что она практически не отделима от сферы межличностного общения и межличностных отношений ребенка, т.е. тех аспектов, которые являются источниками эмоций дошкольника. Поэтому психологу в своей работе важно учитывать не только проявление тех или иных эмоций, но и причину их происхождения.
Анализ коррекционных упражнений, которые были приведены в качестве примеров показывает, что основной упор в развитии эмоциональной сферы делается на развитие различных навыков саморегуляции эмоций и способностей, которые входят в структуру эмоционального интеллекта (распознавание и управление эмоциями).
Результаты данной работы могут быть использованы для планирования и проведения более объемного эмпирического исследования по проблеме эмоций и индивидуально-психологических особенностей.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ