Поэтика Салтыкова-Щедрина в школьном курсе

Цели и задачи

Целью работы стало изучение поэтики произведений М.

Введение и актуальность


Сатирической аллегорией представлены герои Щедринских сказок, причем беззащитные звери и безобидные птицы – это безропотный, простой русский народ, а хищные и хитрые животные – эксплуататоры народа (разумеется, животные из сказок к миру природы никакого отношения не имеют – все это люди). Изображая их, Салтыков-Щедрин следует традициям И.А. Крылова.
Другой тип сказок Салтыкова-Щедрина – сказки, где человеческие образы заключены не в человеческую личину, а в людскую. Например, «Дикий помещик» или «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Эти образы не прикрыты масками, а описаны посредством гиперболы и гротеска. При этом сами герои выполняют роль масок – являются собирательными образами социальных типов общества.
Язык в баснях подобен языку русского фольклора, является народным. Достигает этого автор не только традиционными методами, но и употреблением пословиц и поговорок, присказок: «В некотором царстве, в некотором государстве жил был помещик, жил и на свете глядючи радовался». Сказки щедринского цикла объединяются как по признакам жанра, так и по общим темами идеям, что позволяет рассматривать их как целостное произведение. Однако, строгого разделения щедринских сказок по темам нет, а условно различают четыре тематических группы:
-сатира
-обличение поведения и жизни интеллигенции
-изображение народной жизни в России
- пропаганда новой нравственности и общественных идеалов.
Стоит отметить, что все щедринские сказки, абсолютно все, подвергались цензуре и гонениям, коррекции. Многие из сказок печатались за границей. Сказки, которые запрещались к печати в России, печатались в русских и зарубежных нелегальных изданиях.
Поэтика щедринских сказок оказала огромное влияние на последующее развитие русской литературы в целом и конкретно сатирического жанра, на сознание людей и их мысли.

Заключение и вывод


На основе проведенного анализа произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина, изучаемых в рамках школьной программы удалось рассмотреть все богатство поэтики творчества. Как сказал А.С. Бушмин, «Велико и собственно литературно-эстетическое значение творчества Салтыкова-Щедрина. Его традиции оказали плодотворное воздействие на многих…». В полной мере это относится и к изучению его произведений в школе. Темы, которые поднимал Салтыков-Щедрин в своих произведениях, позволяют школьникам не только приобщаться к наследию русской литературы, но и зарождают в школьниках интерес к истории России, вызывают желание разобраться в ее государственном устройстве, сравнить его с реалиями сегодняшнего дня.
А жанровое своеобразие его творчества выделяет эти произведения из общего наследия классиков русской литературы, облегчая его восприятие уже с раннего школьного возраста, что не может не быть оценено учителями русской литературы. Творчество Салтыкова-Щедрина по праву вызывает неподдельный интерес и искреннюю любовь у учеников всех возрастов, но только в тех школах, где литературу преподают учителя компетентные и увлеченные своей профессией.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ