Рынок интернет-торговли в России

Цели и задачи

Цель работы: Рассмотреть сущность и особенности рынка интернет – торговли в России.

Введение и актуальность


Жизнь в долг стала нормой в российском обществе. Это явилось одной из причин широко распространившегося микрокредитования для физических лиц. Однако проблема состоит в том, что население не только тратит средства на приобретение крупных покупок. Многие используют кредиты с целью выживания. В этом смысле ожидать спроса на потребительские товары не приходится.
Автомобильный рынок в России сокращается, спрос на автомобили падает. Потребительская неуверенность отрицательно отражается на данном секторе экономики.
Что касается рынка недвижимости, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, то здесь наблюдается оживление с начала 2017 года. Однако в мае активность в данном сегменте пошла на спад.
Если проанализировать показатели продуктовых ритейлеров, то в нынешнем году эти показатели ухудшились. Спрос происходит лишь на сезонную продукцию. Одним из главных факторов в снижении потребительского спроса на продукты питания стали тревожные кризисные ожидания россиян, удорожание продуктов.
Что касается рынка бытовой техники и электроники, то здесь ритейлеры отмечают рост продаж в начале года. А уже к началу лета темпы роста этой части рынка снизились. В сфере наблюдается тенденция к универсализации, когда одно устройство благодаря набору функций заменяет собой несколько других.
В чем в данной ситуации компании находят выход? Одним из решений является развитие интернет-торговли. Если говорить о розничных компаниях, то они делают все больше ставку на продажи через инетрнет-магазины. Как замечают эксперты, вложения в интернет-магазин сравним с вложениями в один офлайновый магазин. Но вместе с тем доходы в онлайн магазине превышают в 2-3 раза доходы розничных торговых точек.
На сегодняшний день российский рынок интернет-продаж равен приблизительно 10,5 млрд долл и является одним из крупнейших рынков интернет-торговли на территории Восточной Европы.
В отличие от рынка офлайн-торговли, где, как мы писали выше, налицо явный кризис, на рынке онлайн-торговли фиксируется повышение потребительской способности населения. Также этому способствует повышение конкуренции среди интернет-магазинов, активно развивается сфера электронных платежей.
По мнению специалистов, рост в онлайн-торговле будет нарастать благодаря региональной составляющей, развития логистических мощностей, электронных платежей и повышения общего уровня сервиса.
Статистика свидетельствует о том, что только через «Почту России» в 2017 году прошло 37 млн. посылок. В 2012 году – 22 млн., в 2016 – всего 7 млн. Согласно прогнозам, рынок объемов электронной коммерции возрастет в 2018 году до 36 млрд. долларов, а к 2020 году до 72 млрд. долларов.
Как справедливо замечают, из общего объема достаточно большая доля товаров в интернет-магазинах приобретается мелким оптом незаконными предпринимателями. Поэтому в данной сфере необходимо будет разработать соответствующие законодательные акты и регламентирующие правила. Это позволит увеличить поступления в бюджет государства.
Несмотря на то, что Россия по уровню интернет – коммерции уступает странам Западной Европы и Северной Америке и не имеет большого рынка интернет торговли, она стремительно развивается. По оценкам Российской ассоциации электронных коммуникаций и Высшей школы экономики за последние четыре года объем рынка электронной торговли в России вырос до 43% и составил на 2018 год свыше 680 млрд. рублей, а к 2018 году он достигнет 960 млрд. рублей.
Доля Интернет - торговли в ВВП нашей страны на 2018 год составила 2,3%, прирост составляет десятки процентов в год по каждому сегменту. В рейтинге Топ-10 стран по уровню потенциального развития рынка Интернет - торговли, Россия занимает 5 место в мире.

Заключение и вывод

Как показывают многочисленные исследования рынка, электронная торговля в России все еще развита недостаточно. Слабо вовлечены регионы, пустуют многие ниши, что стимулирует продолжение дальнейшего роста.
Объем рынка электронной коммерции в РФ в 2014 году составил около $25 млрд, а средняя выручка с одного клиента выросла до $1,272. Интернет-пользователями является почти половина всего населения России – 80 млн. человек. Перспективы рынка интернет-торговли в РФ сложно переоценить, это потенциально огромные доходы, привлекательные как для местных игроков, так и для зарубежных.
Конец формы
за 1 день Известно, что российский рынок электронной коммерции отстает от иностранного как по обороту, так и по и уровню организации. Для сокращения этого разрыва необходимо понять, какие проблемы замедляют развитие российского бизнеса в области электронной торговли. Большинство и них связаны не с Интернетом, а с бизнес-процессами, которые необходимо обновить. Это исследование посвящено рассмотрению наиболее важных проблем развития электронной торговли в России:
1. Проблемы с логистикой – постоянная «головная боль» для российских Интернет-предпринимателей.
2. Еще одной столь же важной проблемой в развитии онлайновых покупок является управление множеством товаров. При открытии нового Интернет-магазина немедленно встает вопрос о полном ассортименте продуктов. Если вы заполните склад малым количеством популярных товаров, продажи будут серьезной проблемой. Кроме того, желательно избегать «наклона» в направлении какого-либо конкретного продукта. Для решения этой дилеммы необходимо регулярно проводить маркетинговый анализ рынка и определять наиболее популярные товары.
3. Другая проблема, связанная с развитием торговли Интернетом в России, заключается в несовершенстве платежных систем. Согласно статистическим данным, в большинстве случаев товары оплачиваются по получении. Наиболее популярным способом оплаты является почтовая передача. Для продавца это означает почти полную неспособность предоплаты.
4. Проблема обработки персональных данных в информационных системах Интернет-магазиновтакже является одной из основных проблем на российском рынке электронной торговли.
Не смотря на столь бурный рост объема электронной коммерции, покупатель по-прежнему не готов принимать решение и делать покупку только онлайн. Порядка 50 % потребителей начинают искать информацию о товаре в интернете, но только 7 % покупателей выбирают и оплачивают покупку исключительно онлайн. Данный психологический барьер основан на том, что до сих пор онлайн-покупатели является самым уязвимым сегментом потребителей.
Это является следствием отсутствия отдельных законодательных решений в сфере регулирования электронных сделок. Во-первых, на данный момент даже нет законов, в которых было бы сформулировано понятие электронной сделки и требований к ее содержанию, таких как: перечень необходимых реквизитов, порядок изменения и расторжения договоров и т. д. Отсюда отсутствие отдельных законодательных решений в сфере регулирования данных сделок. Нет общих правил по возврату товаров, приобретенных в интернете, нет механизмов досудебного разрешения споров и онлайн-арбитража в электронной торговле. Во-вторых, деятельность товарных агрегаторов не регулируется, в следствии чего ответствует ответственность за размещение ими недостоверной информации о товарах или продавцах. Это приводит к росту жалоб потребителей на интернет-магазины.
Решение данных проблем обеспечит защиту онлайн-покупателям и приведет к качественному скачку в развитии электронной коммерции в России.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ