Гражданский процесс

В 1991 г. в Конституции РСФСР 1978 г. появилась норма о том, что Съезд народных депутатов РСФСР утверждает назначение Генерального прокурора (п. 11 ст. 104) которого также с 1991 г. был уполномочен назначать Верховный Совет РСФСР (п. 4 ст. 109). Начиная с 1978 г. вплоть до конца 1993 г. Прокурор РСФСР (в дальнейшем – Генеральный прокурор Российской Федерации) имел право законодательной инициативы (сначала ст. 108 применительно к Верховному Совету РСФСР, затем ст. 110 – в отношении Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации).
Ныне действующая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., не содержит самостоятельной главы, посвященной прокуратуре Российской Федерации, что с сожалением подчеркивается многими учеными-прокуророведами и вызвано политическими взглядами, отражающими обстановку того времени.
Вместе с тем в позитивном плане следует отметить, что глава 7, где размещена единственная посвященная прокуратуре ст. 129, с 2014 г. называется «Судебная власть и прокуратура» (до 2014 г. – «Судебная власть»), что, с одной стороны, повысило статус прокуратуры, а с другой исключило имевшие место в научной среде дискуссии о принадлежности прокуратуры к судебной власти.
Так, первоначальная (до 2014 г.) редакция ст. 129 определяла, что:
1) прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ;
2) Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ;
3) прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами;
4) иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ;
5) полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Изменения 2014 г. сохранили из приведенной статьи только бывшую часть 5, ставшую частью 1, то есть в действующей редакции исчезли важные положения о единстве и централизации прокурорской системы, что учеными-прокуророведами рассматривается в качестве недостатка.
В свою очередь, главой государства в силу ч. 2 ст. 129 Конституции наряду с Генеральным прокурором РФ представляются в Совет Федерации к назначению на должность и освобождению от должности заместители руководителя прокурорской системы, в то время как до 2014 г. этим полномочием был наделен непосредственно Генеральный прокурор РФ, правда, на основании ст. 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», то есть нормы неконституционного уровня. Корреспондируют этой норме п. «е. 1» ст. 83, раскрывающий полномочия главы государства, и п. «з» ч. 1 ст. 102, излагающей компетенцию верхней палаты российского парламента.
Утратил Генеральный прокурор РФ право назначения на должность и освобождения от должности прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров, что в настоящее время отнесено к прерогативе Президента РФ (ч. 3 и 4 ст. 129). Отдельными авторами данное обстоятельство провозглашается как доказательство отнесения прокуратуры к инструментам так называемой «президентской власти», однако мы рассматриваем это скорее с позиции «сжимания» принципа независимости в условиях доминирования на протяжении длительного периода известной партии.
Таким образом, за Генеральным прокурором РФ сохраняется только право назначать на должность и освобождать от должности прокуроров районного звена (ч. 5 ст. 129). Как мы уже отмечали, в 2014 г. прокурорам областного и районного звеньев спустя 15 лет вернули 5-летний срок исполнения полномочий, который все эти годы сохранялся только за Генеральным прокурором РФ, что нашло закрепление в соответствующих нормах Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ