Акты об амнистии и особенности их применения

Цели и задачи

Целью исследования стал анализ актов об амнистии и особенностей их применения в системе уголовной ответственности и наказания.

Введение и актуальность


С юриди∙ческой точки зре∙ния амнистия - это постан∙овление Государственной Ду∙мы, которое, не буд∙учи уголовным зак∙оном по назв∙анию, представляет со∙бой нормативный прав∙овой акт выс∙шей юридической си∙лы в сф∙ере регулирования уголовно∙-правовых отношений. Следова∙тельно, амнистия - это реш∙ение об облег∙чении участи ли∙ц, признанных вино∙вными в совер∙шении преступления, кот∙орое оформляется в ви∙де нормативного прав∙ового акта Государ∙ственной Думы Федера∙льного Собрания РФ, распрост∙раняющего свое дейс∙твие на индиви∙дуально не опреде∙ленную категорию ли∙ц. Акт амни∙стии является специф∙ическим правовым докум∙ентом. Его особе∙нности в пер∙вую очередь свя∙заны с поря∙дком действия во врем∙ени. Акт амни∙стии распространяется на дея∙ния, совершенные до его изда∙ния.
Решающим моме∙нтом для приме∙нения амнистии явля∙ется ее да∙та. Продолжаемые престу∙пления не счит∙аются погашенными. Предст∙авление проекта амни∙стии не приостан∙авливает преследования и испол∙нения приговора.
К харак∙терным признакам амни∙стии относятся следу∙ющие:
- изд∙ание акта об амни∙стии - исключи∙тельная прерогатива выс∙шего органа государ∙ственной власти;
амнистия не отме∙няет и не изме∙няет нормы уголо∙вного законодательства, а дейс∙твует в теч∙ение незначительного пер∙иода параллельно с дру∙гими уголовными зако∙нами;
имеет чет∙кие исходные усл∙овия и гра∙ницы применения (формул∙ируются в ви∙де перечня призн∙аков, которым дол∙жны удовлетворять ли∙ца, подпадающие под амнис∙тию);
акт об амни∙стии содержит норма∙тивные основания освобо∙ждения от угол∙овной ответственности и наказ∙ания, сокращения неотбытой ча∙сти наказания, зам∙ены наказания бо∙лее мягким наказ∙анием и освобо∙ждения от прав∙овых последствий нака∙зания .
Рассматривая прав∙овую природу амни∙стии, следует рассм∙отреть ее та∙кже как поощри∙тельную норму.
В соотве∙тствии с ны∙не действующим законода∙тельством и, исх∙одя из пон∙ятия юридической при∙роды амнистии, поощри∙тельной нормой она не явля∙ется. Она та∙кже не закре∙плена в чи∙сле поощрительных но∙рм Уголовно-исполнительного код∙екса РФ, одн∙ако в опреде∙ленной мере она стиму∙лирует граждан к законопо∙слушному поведению. Напр∙имер, в неко∙торые акты амни∙стии включаются усло∙вия, характеризующие личн∙ость амнистируемого, нал∙ичие которых препят∙ствует применению амни∙стии. А име∙нно - злос∙тное нарушение реж∙има во вр∙емя отбывания наказ∙ания. Поощрительный эле∙мент в подо∙бных актах амни∙стии прямо не выра∙жен, хотя подразум∙евается, что амни∙стия может бы∙ть применена к осужд∙енным, положительно характер∙изующимся во вр∙емя отбывания наказ∙ания. В эт∙ом случае амни∙стия является поощри∙тельной мерой, но поск∙ольку эта ме∙ра не закре∙плена в зак∙оне, то са∙ма амнистия не мо∙жет оказывать стимули∙рующего действия. В тех случ∙аях, когда амни∙стии подлежат ли∙ца независимо от их посткриминального повед∙ения, акт амни∙стии нельзя отн∙ести к поощри∙тельным мерам.
Таким обра∙зом, амнистия - нормативн∙о-правовой акт, сущн∙остью которого явля∙ется прощение госуда∙рством виновных ли∙ц, принимаемый Государ∙ственной Думой Федера∙льного Собрания Росси∙йской Федерации в фо∙рме постановления по иници∙ативе ограниченного кр∙уга государственных орга∙нов, действующий в отно∙шении индивидуально неопред∙еленного круга ли∙ц, распространяющийся на кате∙гории нарушения законода∙тельства, указанные в са∙мом акте и име∙ющий только обра∙тную силу дейс∙твия.

Заключение и вывод

Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов, которые в дальнейшем могут быть использованы как в правоприменительной практике, так и в дальнейших теоретических исследованиях.
Амнистия занимает особое место в числе оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания. Она применяются Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и по своей юридической природе представляет собой комплексный правовой институт, регулируемый нормами ряда отраслей российского права. Указанная регламентация осуществляется Конституцией Российской Федерации, Уголовным кодексом Российской Федерации, Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Постановлениями Государственной Думы РФ.
По мнению большинства исследователей, основным отличием амнистии от помилования является нормативный характер первой. Основным существенным отличием амнистии от помилования является то, что первая распространяется на неограниченное количество индивидуально не определенных лиц. Акты ее не указывают конкретных лиц, а распространяются на всех, подпадающих под перечисляемые признаки.
Амнистия может применяться ко всем категориям преступлений или группам совершивших преступления лиц, предусмотренным в акте об амнистии без индивидуального учета личности амнистируемых. В некоторые акты включается условие, характеризующее личность амнистируемого, наличие которого препятствует применению амнистии, а именно - злостное нарушение режима во время отбывания наказания.
В современной России, как и в большинстве других стран, амнистия является прерогативой законодательной (т.е. Государственной Думы). Специфическую ситуацию мы видим в современной России, она выражается в наличии широкого применения амнистии, чего нет в большинстве цивилизованных стран. Ряд авторов выступает против амнистии как таковой, указывая, как раз на эти страны, однако нынешний уровень социально-экономического и правового развития России не таков, чтобы отказаться от института амнистии совсем, как не отказывался от него и Запад на аналогичном этапе своего развития.
Поэтому самая важная задача – поиск путей развития института амнистии без ущерба для борьбы с преступностью. Институт амнистии должен служить дифференцированному подходу в зависимости от степени исправления и в соответствии с п.2 статьи 43 УК РФ: «наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений». Необходимо сочетать жёсткость наказания в отношении лиц с повышенной общественной опасностью с полным или частичном освобождении от наказания лиц, совершивших «сложные и нетипичные, противоречивые преступления», и соответственно не представляющих реальной общественной опасности.
Для правильной регламентации амнистии как вида освобождения от уголовной ответственности и наказания, считаем необходимым принять закон «Об амнистии», который регулировал бы основания и порядок издания амнистий, условия применения амнистий, а также определить обязательные основания, при которых невозможно применение актов амнистии на лиц, осужденных за определенные виды преступлений (например, против жизни и здоровья человека, общественной безопасности и общественного порядка и др.); осужденных, признанных особо опасными рецидивистами или совершавших преступления при особо опасном рецидиве; осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.
Целесообразно, на наш взгляд, дополнить пункт «ж» ч.1 ст.103 Конституции РФ о том, что к ведению ГД РФ относится, в том числе, и объявление амнистии, фразой - «в отношении индивидуально не определённого круга лиц», поскольку осуществление амнистии в отношении определённого круга лиц не допускается.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ