Современные психотехнологии в pr-деятельности

Цели и задачи

Цель данной работы – рассмотреть методы информационно-психологического воздействия, используемые при формировании общественного мнения, используемые на российских каналах телевидения.

Введение и актуальность


Информационная среда состоит из информационных потоков и информационных воздействий различного рода, которые испытывает человек, характеризуется совокупностью динамических факторов, которые могут оказывать прямое или косвенное, непосредственное или отдаленное воздействие на человека. Она выступает как средство, с помощью которого транслирует человеку нормы, ценности, установки и стереотипы поведения. Адекватность, полнота информационных воздействий на сознание создает образ действительности, когнитивную модель мира и ситуации, понимание себя и своих возможностей. Фундаментальное свойство информации состоит в том, что, оторвавшись от объекта отражения, она может существовать самостоятельно, становиться содержимым памяти, т. е. самостоятельно участвует в психических процессах, трансформируется в представления, знания, умения.
Следует заметить, что информационное воздействие несет психологический характер и определяет поведение человека опосредованно, через психические механизмы мозга.
Глобальный характер информационного развития, развитие транснациональной информационно-коммуникационной инфраструктуры, кроме позитивных воздействий, имеет свойство порождать множество новых и сложных проблем, прежде всего, связанных с развитием самого человека, обеспечением психологических, нравственных, правовых аспектов взаимодействия человека с его информационной средой.
Возможности управления массовым сознанием и поведением связаны с действием ряда элементов, лежащих в сфере бессознательного. Самыми значимыми из них с точки зрения массового воздействия являются установки и стереотипы. Под установкой следует понимать состояние внутренней готовности субъекта определенным образом реагировать на объекты действительности или на информацию о них. Есть позитивные и негативные установки.
Большинство установок приобретаются человеком в готовом виде из социального опыта и культуры. Массовое сознание редко стремится выработать отношение к социальным и политическим явлениям и процессам. Он предпочитает получать его готовым из средств массовой информации. Особенно сильное место в массовом сознании занимают расовые, этнические и конфессиональные установки.
В связи с активным развитием информационной среды расширяются возможности скрытого информационно-психологического воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание, а также психические состояния людей.
К негативным информационно-психологическим воздействиям следует отнести, прежде всего, манипулятивные воздействия на личность, на ее представления и эмоционально-волевую сферу, на групповое и массовое сознание, инструмент психологического давления с целью явного или скрытого побуждения субъектов к действиям в ущерб собственным интересам в интересах отдельных лиц, групп или организаций, осуществляющих данные воздействия.
Появление новых форм и средств «скрытого» воздействия на индивидуальное, групповое и массовое сознание требует организации специального мониторинга информационной среды. К таким воздействиям можно отнести: психосемантические, подпороговые, электромагнитные, акустические и другие виды воздействий.
Цель манипуляции заключается в том, чтобы воздействовать на человека, массовую аудиторию по каналам, наименее контролируемым сознательно, и тем самым внедрять в массовое сознание социально-политические мифы (греч. мифос-слово, повествование, легенда) – иллюзорные идеи, которые утверждают определенные ценности, нормы и воспринимаемые преимущественно на веру, без рационального, критического осмысления.
Экспериментально определено, что эффективность социальных воздействий зависит от разных характеристик аудитории. К ним относятся следующие характеристики.
Возраст. На протяжении второго десятилетия жизни человека и в начале третьего происходит интенсивное формирование личности, и отношения, возникшие в этот период, как правило, остаются неизменными в течение последующей жизни. Отношения молодых людей менее стабильны.
Самооценка. Люди с низкой самооценкой в большинстве случаев слишком медленно понимают послание и поэтому плохо поддаются убеждению. Люди с высокой самооценкой быстро все понимают, но предпочитают придерживаться своих взглядов. Проще всего воздействовать на людей с адекватной самооценкой.
Ценности. В прямом способе общения, если оно относится к нашим идеям, оно убеждает нас. Если это заставляет нас думать о контраргументах, мы остаемся при своем мнении.
Мотивированность. Если у человека есть мотивиция думать о предмете сообщения, он охотнее верит коммуникатору, более благожелателен и менее склонен находить контраргументы.
Следовательно, реклама по праву считается одним из самых мощных средств воздействия на массовое сознание. Психологическое воздействие рекламы может проявляться в процессах обработки рекламных сообщений: эмоций, мыслей, возможных решений, вызывающих определенные поведенческие акты человека.
Принято выделять четыре компонента психологического воздействия в pr-деятельности:
когнитивный (получение новой информации за счёт процессов переработки информации: ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти);
аффективный (формирование эмоционального отношения, которое побуждает желания, переживания);
регулятивный (побуждение к конкретным действиям);
коммуникативный (интегрирование потребителя рекламы в контекст информирования).
Среди методов психологического воздействия pr-деятельности на людей в силу возрастной специфики психического развития наибольшее влияние оказывают следующие: психологическое заражение (вследствие воздействия на эмоциональную сферу личности); подражание (присвоение ребенку разных моделей поведения, взглядов, мировоззрения взрослых); внушение (высокая субтестивность ввиду несформированной целостности личности).
Таким образом, мировоззрение формируется под влиянием социальных условий, воспитания и образования, и к этому можно уверенно добавить воздействие средств массовой информации, рекламы, моды. Оно влияет на нормы поведения, отношение к работе, к другим людям, характер жизненных устремлений, вкусов и интересов.

Заключение и вывод


PR-деятельность стала активно развиваться и проникать во многие сферы общественной жизни. Связи с общественностью становятся все более важным направлением деятельности российских компаний, государственных органов и общественных организаций.
Основными задачами PR являются: позиционирование PR-объекта, повышение имиджа, отстранение от конкурентов, антиреклама, контрреклама, изучение влияния внешней среды на деятельность компании и так далее.
Все PR-коммуникации основаны на базовых психологических принципах управления. Характерной чертой PR-воздействия является цивилизованный подход, этика и законность, так как задачей PR является ненасильственное управление, которое остается невидимым для объекта. Соответственно, для того чтобы побудить человека к совершению того или иного действия, необходимо использовать основные психологические механизмы.
Усиление манипулятивной составляющей современных PR-технологий обусловлено особенностями постмодернистского общества, маркетингом сферы массовых коммуникаций, ведущей ролью общественных отношений в формировании социального пространства, тотальной семиотизацией всех социальных практик. Истоки манипулятивности PR – в его природе, отличительной чертой которой является двуединость цели: гармонизация общества и продвижение целей субъекта, стремящегося доминировать в обществе.
Манипулятивные приемы, которые применяются в практике связей с общественностью имеют знаковую, семиотическую природу, а акт означивания продолжается в акте конструирования действительности с помощью обозначаемых в процессе означивания знаково-символических структур, формирующих общественное мнение. Организация мероприятий и их освещение в СМИ с определенной точки зрения, целесообразной, с точки зрения субъекта PR, создает семиотическое пространство с огромным манипулятивным потенциалом. Большинство манипулятивных практик, используемых в общественных отношениях, направлены на формирование необходимого контекста, порождающего благоприятные PR-смыслы для субъекта.
На сегодняшний день использование психотехнологий в PR-деятельности позволяют формировать общественное мнение. Паблик рилейшнз являются одним из основных инструментов формирования общественного мнения и имеет в своем арсенале множество разных методов воздействия на общественное сознание. Поэтому необходимо уметь «фильтровать» информацию, чтобы не попасть под влияние, которое не всегда является положительным.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ