Государственный сектор ( на примере зарубежной страны ) состояние и перспективы развития

Цели и задачи

цель данной курсовой работы – изучить государственный сектор ( на примере зарубежной страны ) состояние и перспективы развития.

Введение и актуальность


Во многих странах мира и России бюджетные реформы проходят параллельно с существенными изменениями государственного управления социально-экономическим развитием в мировой практике и оказывают значительное влияние на систему управления бюджетными расходами. Реформа государственного управления, которая проходит во многих странах мира в течение последних 15-20 лет, носит преимущественно вспомогательный характер, содействуя реализации реформы системы общественных финансов в связи с внедрением стратегического и среднесрочного бюджетного планирования, бюджетирования, ориентированного на результат, управления рисками, новой системы учета и отчетности.
Целями проводимых бюджетных реформ и реформы государственного управления являются:
- повышение результативности использования бюджетных средств,
- повышение эффективности государственной деятельности, в том числе по управлению бюджетами;
- обеспечение устойчивости общественных финансов;
- повышение прозрачности и ответственности при принятии управленческих решений органами публичной власти.
В контексте указанных преобразований во многих странах мира наблюдается тенденция к расширению использования проектного подхода при управлении бюджетными расходами. К числу причин внедрения проектного управления в бюджетный процесс зарубежных стран можно отнести:
- отсутствие комплексного подхода к решению конкретных проблем социально-экономического развития;
- направленность на освоение бюджетных средств, а не на достижение целей их использования;
- инерционность управленческого механизма, т.е. реагирование на современные вызовы старыми методами;
- недостаточный уровень гибкости при принятии управленческих решений в условиях постоянно меняющейся среды;
- рост бюджетных расходов при снижении их общей результативности (в том числе не достижение запланированных целей и индикаторов либо их достижение в более поздние сроки);
- отсутствие мотивации государственных служащих к совершенствованию своей деятельности;
- отсутствие четких, формализованных процедур инициирования, подготовки, реализации идей развития.
Говоря о зарубежной практике проектного управления бюджетными расходами можно выделить ряд тенденций:
1) реализация проектного подхода в рамках программно-целевого управления. Так, формирование бюджетов в США и Канаде осуществляется в разрезе бюджетных программ, в состав которых включаются бюджетные проекты. Оценка эффективности бюджетных расходов и контроль реализации проектов в указанных странах аналогичны оценке и контролю эффективности государственных программ;
2) использование проектных принципов в управлении преимущественно бюджетными инвестициями, а также бюджетными расходами на внедрение качественно новых продуктов и услуг.
Учитывая то, что внедрение проектного управления в бюджетный процесс требует не только разработки нормативно-правовой и методической базы, но и изменения организационной структуры, типа мышления государственных служащих, а следовательно - дополнительных затрат, в ряде стран (Великобритания, США, Канада) сфера применения проектного подхода ограничена.
В частности, в США и Канаде проектным подходом, как правило, охвачены бюджетные расходы на осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, строительство и модернизацию крупных инфраструктурных объектов. Аналогично в Великобритании проектное управление используется при реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, предполагающих значительные объемы бюджетных расходов;
3) наличие специализированных органов управления проектной деятельностью (созданные на базе ведомства – ответственного исполнителя бюджетной программы, либо независимой организации). Так, например, в целях преодоления многолетней стагнации в экономике за счет повышения качества управления бюджетными расходами в 2009 году в Малайзии создан проектный офис по эффективности деятельности и реализации реформ PEMANDU (Performance Management and Delivery Unit).
В Великобритании координацию проектной деятельности осуществляет специальное ведомство, созданное в 2016 году в составе офиса Премьер-Министра и Казначейства – Департамент инфраструктуры и проектов (Infrastructure and Projects Authority), функциями которого являются:
- определение уровня затрат на реализацию проектов на основе стоимости жизненного цикла;
- представление Парламенту и широкой общественности информации обо всех масштабных бюджетных проектов в виде отдельного стратегического документа;
- сопровождение проектов через участие уполномоченных Департаментом лиц;
- проведение оценки результативности проектной деятельности, представление отчетности в Национальный офис аудита, Парламент и общественности.
В Сингапуре роль проектного офиса выполняет Центр управления государственными проектами Министерства финансов, который осуществляет методологическую поддержку при определении целей и рисков бюджетных проектов, а также обобщает лучшие проектные практики и оценивает возможности их применения.
4) стандартизация проектной деятельности. Широкое распространение стандартов проектного управления во многих странах мира (например, национальные стандарты разработаны в США (PMBoK), Японии (P2M), Великобритании (PRINCE), Германии (DIN 69901), Китае (C-PMBoK), Индии (CEMP), Швейцарии (Hermes)) обусловлено преимуществами их применения:
- системность проектного управления за счет формализации процедур инициирования, подготовки, реализации и завершения проектов;
- возможность обобщения опыта применения проектного подхода в мировой практике и извлечение полезных уроков в целях недопущения возможных ошибок в дальнейшем;
- сокращение времени принятия управленческих решений и повышение их качества за счет типизации и унификации деятельности, документов и инструментов;
- обеспечение эффективных коммуникаций, повышение ответственности и мотивации участников проектной деятельности.
Таким образом, обзор зарубежного опыта свидетельствует о широком распространении проектного подхода в бюджетной практике. Несмотря на то, что в российской практике управления бюджетными расходами применение проектного подхода в настоящее время только получает свое развитие, можно отметить его соответствие международному опыту (в части реализации в рамках программно-целевого управления инвестиционными расходами, создания проектных структур). В то же время международный опыт стандартизации проектного управления может быть полезен при разработке стандартов проектного управления бюджетными расходами в нашей стране.

Заключение и вывод

Во многих странах мира и России бюджетные реформы проходят параллельно с существенными изменениями государственного управления социально-экономическим развитием в мировой практике и оказывают значительное влияние на систему управления бюджетными расходами. Реформа государственного управления, которая проходит во многих странах мира в течение последних 15-20 лет, носит преимущественно вспомогательный характер, содействуя реализации реформы системы общественных финансов в связи с внедрением стратегического и среднесрочного бюджетного планирования, бюджетирования, ориентированного на результат, управления рисками, новой системы учета и отчетности.
Таким образом, обзор зарубежного опыта свидетельствует о широком распространении проектного подхода в бюджетной практике. Несмотря на то, что в российской практике управления бюджетными расходами применение проектного подхода в настоящее время только получает свое развитие, можно отметить его соответствие международному опыту (в части реализации в рамках программно-целевого управления инвестиционными расходами, создания проектных структур). В то же время международный опыт стандартизации проектного управления может быть полезен при разработке стандартов проектного управления бюджетными расходами в нашей стране.
Подводя итоги, можно утверждать, что на данный момент государственный сектор на территории Российской Федерации поддерживает всю экономику. Экономика Российской Федерации далеко не зрелая, и для ее поддержания необходимо государственное вмешательство, что на данном этапе только «играет на руку» стране.
Хотя роль государственного регулирования экономики и претерпела значительное изменение, но все еще во многих существенных звеньях до сих пор не сформирована. Из нерешенных задач наиболее актуальными являются:
— ликвидация массовой просроченной задолженности и преодоление кризиса неплатежей;
— оздоровление экономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности и находящихся под контролем государства, включая эффективность управления пакетами акций акционерных предприятий, принадлежащих государству;
— проведение структурной перестройки экономики, увеличение ее технического уровня, конкурентоспособности и производительности, активация инвестиционной деятельности;
— поддержка потенциально жизнеспособных российских компаний, в первую очередь в сельском хозяйстве и обрабатывающей индустрии, развитие которых имеет довольно важное значение для защищенности и обеспечения экономической независимости страны;
— возврат валюты в страну и совершенствование контроля за экспортом, перекрытие каналов незаконной утечки за рубеж капитала;
— создание критериев, которые препятствуют расширению теневой экономики и содействуют возврату отвлеченных в нее материальных и финансовых ресурсов в рамки разрешенной законами и нормальной экономической деятельности.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ