определении основных способов передачи иронии в рассказе «Медовый месяц» Кэтрин Мэнсфилд

Цели и задачи

Цель исследования заключается в определении основных способов передачи иронии в рассказе «Медовый месяц» Кэтрин Мэнсфилд.

Введение и актуальность


Ю. Борев (доктор филологических наук, ИМЛИ РАН)в своей работе «Комическое» дает следующее определение иронии – «этопритворство, намерение в шутку или в насмешку сказать нечто противоположное тому, что человек думает, но сказать так, чтобы выявить истинный смысл ситуации, манера речи или письма, при которой сообщается одно, а подразумевается иное. Ирония – «смех-айсберг» с подводным содержанием» [Борев, 1970:166].
В книге Ю.Г. Тамберга (доцент кафедры социальных и педагогических технологий Новгородского регионального центра развития образования, участник всех съездов Международной Ассоциации ТРИЗ, председатель Новгородской областной общественной организации ТРИЗ, член Совета РАТРИЗ) «Как развить чувство юмора» под иронией понимается «тонкая скрытая насмешка, даже издевка, например, над необоснованными претензиями или, когда говорят о желаемом, как о существующем в действительности»[Тамберг, 2005:130].
В словаре лингвистических терминов под редакцией Ахмановой (советский лингвист, профессор филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова) ирония рассматривается как «троп, состоящий в употреблении слова в смысле обратном буквальному с целью тонкой или скрытой насмешки, нарочито облеченной в форму положительной характеристики или восхваления» [Ахманова, 1996:185].
О.П. Ермакова (профессор, доктор филологических наук, г. Калуга) в пособии «Ирония и ее роль в жизни языка» так трактует термин: «ирония – это один из видов языковой манипуляции, которая заключается в употреблении слова, выражения или целого высказывания (в том числе и текста большого объема) в смысле, противоречащем буквальному (чаще всего в противоположном) с целью насмешки» [Ермакова, 2011:279].
В эстетике классицизма иронию понимали, как атрибут комического, один из приемов смеховой критики в сатире. Принадлежность иронии к низкому стилю была строго зафиксирована, но при этом существовало выражение «ирония судьбы», которое означало роковое то, что предрекли человеку боги. «Ирония судьбы», как роковое стечение обстоятельств, соответствовала не комической, а трагедийной коллизии [Телятникова, 2009:1613].
На рубеже ХVШ – ХIХ вв. взгляды на иронию были пересмотрены романтизмом. Романтики возводят иронию на философский уровень, отождествляя ее с рефлексией. Представители романтизма были уверены в том, что ирония способна порождать не только комический, но и трагический эффект. 
На протяжении последних ста лет ирония была предметом исследовательского интереса психологов, лингвистов, логиков, а также представителей таких новых отраслей гуманитарного знания, как семиотика (наука о знаках и значениях) и теория коммуникации (наука о законах общения).
Так, к примеру, психологипопытались определить степень присутствия сознательного и бессознательного в специфической смеховой реакции на ироническое высказывание. Логики установили связь иронии с остроумием, показали, что ироническое высказывание соотносится одновременно с несколькими взаимоисключающими истолкованиями: как логичность, так и алогичность при этом работают на создание смысла[Телятникова, 2009:1618]. Поворотную роль в осознании диалектики субъективного/объективного в иронии сыграли работы М.М. Бахтина.

Заключение и вывод


В теоретической части курсовой работы мы подробно изучили ключевые вопросы теории комического, в частности, специфику иронии, функционирующую в текстах художественных произведений.
Рассмотрев теорию комического, мы пришли к выводу, что основным ее видом является ирония, которая в соответствии с определенным контекстом может быть авторской насмешкой или удивлением.
Тональность иронии зависит от языковых и лексических средств, к которым прибегает писатель.
Цель иронии не сводится к единственной. Наиболее существенная из них – создание ситуации легкой насмешки, высмеивания той или иной ситуации.
Ирония как один из видов категории комического полифункциональна по своей природе, однако, наиболее важная функция иронии – текстообразующая.
Также мы рассмотрели основные классификации иронии как вида комической категории. Среди них особое значение имеют следующие: классификация видов иронии М.В. Ломоносова, А.Ф. Лосева, Р.Х. Брауна и Д.К. Мюкке.
В практической части настоящего исследования мы рассмотрели творчески путь новозеландской писательницы Кэтрин Мэнсфилд, выделили основные сборники рассказов и представили краткое содержание рассказа «Медовый месяц», по которому проводили исследование в плане анализа и выборки текстуальных примеров иронии.
Мы пришли к выводу, что в рассказе «Медовый месяц» функционируют такие виды иронии, как скрытая, открытая, авторская, пародийная, ирония ситуации и поведения, абсурдная, драматизированная и риторическая ирония.
Таким образом, можно прийти к общему выводу, который сводится к следующему: очевидна необходимость разграничения двух понятий: иронии как средства техники, стилистического приема, и иронии как результата – иронического смысла, созданного рядом разноуровневых средств языка, взаимодействие которых обеспечивает содержательное единство текста.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ