Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста в процессе игровой

Цели и задачи

цель исследования: раскрыть формирование первичных представлений об объектах окружающего мира у детей раннего возраста.

Введение и актуальность


Цель работы службы раннего сопровождения детей: раннее выявление детей с особыми образовательными потребностями, профилактика и коррекция различных отклонений в развитии, создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка в условиях дошкольной образовательной организации, способствующих повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.
Основные задачи службы:
1. Обеспечить психолого-педагогические условия развития детей раннего возраста.
2. Организовать психолого-педагогическую поддержку детям раннего возраста по раннему выявлению трудностей развития, профилактике и коррекции различных отклонений.
3. Создать условия для плавного перехода от семейного воспитания к воспитанию в условиях детского сада.
4. Обеспечить социальную адаптацию детей и родителей к условиям детского сада.
5. Оказать консультативно-методическую помощь родителям (законным представителям) в организации воспитания, обучения, развития и коррекции ребенка раннего возраста.
6. Осуществить профилактику нарушений и коррекцию детско-родительских отношений.
Задачи работы службы консультирования:

Заключение и вывод

Процесс становления детских представлений об окружающем мире давно интересовал ученых-психологов. Вместе с тем, с точки зрения «объектной» составляющей картины мира представления детей об окружающем специально в детской психологии не рассматривались. Исследователи, говоря о картине мира ребенка, делают акцент преимущественно на втором компоненте – субъективном отношении к миру. Но можно предполагать, что и это отношение зависит от деятельности познания.
На основании имеющихся в литературе сведений можно определить представления об окружающем мире как совокупность общих знаний о различных аспектах окружающей ребенка предметной, природной и социальной действительности, основанных на запечатленных в сознании образах восприятия и воображения, подвергшихся осмыслению и определенным образом структурированных. Адекватные представления об окружающем определяют возможность полноценной ориентировки в действительности, ее понимания и взаимодействия с ней. В то же время, поскольку мы рассматриваем представления об окружающем как структурный компонент картины мира ребенка, нельзя полностью игнорировать их субъективный характер, эмоциональную окраску.
Качество представлений об окружающем мире (адекватность, широта, структурированность), наряду с позитивным отношением к нему, является показателем полноценного когнитивного и аффективного развития ребенка, его психического здоровья. Оно во многом определяет возможность незатрудненной социализации.
А.А. Бодалев показал, что на специфику картины мира влияет взросление ребенка, его социально-психологическое окружение, а также характеристики окружающей среды и образ жизни. Бесспорно, что взросление (рост и развитие ребенка) является основой совершенствования его представлений об окружающем. В процессе развития психики ребенка эти представления изменяются от полного отсутствия (или неопределимости их наличия) до относительного совершенства. В психологии выделены периоды, когда наиболее интенсивно происходит формирование представлений об отдельных предметах (ранний и дошкольный возраст), человеческих отношениях и занятиях (дошкольный и младший школьный возраст), признаках и сущности природных явлений (старший дошкольный и школьный возраст).
Все психологи, изучающие онтогенез психики ребенка, так или иначе, характеризуют особенности представлений об окружающем, «нормальные» характеристики которых эмпирически установлены для каждого возраста. Анализ того, как ребенок понимает окружающий мир, различается в разных психологических школах. Но при всех различиях в интерпретации онтогенеза познавательной деятельности, эмпирически полученные данные об особенностях представлений об окружающем на каждом этапе возрастного развития сходны.
В научной школе Ж. Пиаже считается, что «мир» возникает для ребенка на стадии сенсомоторного интеллекта, когда он начинает разграничивать объект и действие с ним. Познание мира происходит в действии. На этой стадии происходит первичное накопление представлений. На дооперациональной стадии дети, начиная объяснять окружающий мир, обнаруживают специфические особенности представлений. Это обозначается как когнитивные искажения. Они связаны с тем, что внешний мир действует не непосредственно, а опосредуется через внутреннюю позицию ребенка, т. е. специфику его восприятия и мышления. Отличие мысли ребенка от социализированной мысли заключается в отсутствии хода от общего к частному или от частного к общему. В своих умозаключениях он идет от единичного к единичному или от общего к общему. Детская мысль не обладает свойствами обратимости.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ