Повседневная жизнь советской молодежи в 1960-х — начале 1990-х гг.

Цели и задачи

Целью работы является изучение направлений реализации молодежной политики, анализ и выявление проблем молодежи на муниципальном уровне, и поиск путей решения этих проблем.

Введение и актуальность


Потому что из стремительно обнищавших бывших союзных республик в Россию потекли гастрабайтеры, согласные работать за гроши. Куда более удобная и послушная, чем российские студенты, рабочая сила для свежеиспеченного русского «господствующего класса», состоящего большей частью из лихо поменявших политическую шкуру номенклатурщиков и «бизнесменов» в малиновых пиджаках с в лучшем случае полукриминальным прошлым.
Но хотя в это трудно поверить, в отдельных вузах и в период лихих 90-х студенческие отряды продолжали существовать, по правде говоря, не благодаря тогдашним российским властям, а скорее – вопреки.
Возрождение массового студенческого трудового движения началось с наступлением 2000-х, когда бездумное разбазаривание страны сменил более полезный в переходный период протекционизм, а половецкие пляски под чужую дудку – политика отстаивания собственных независимости, экономических и национальных интересов.
В большинстве регионов России постепенно стало увеличиваться количество студентов, в летние месяцы организованно работающих по различным направлениям. Стали появляться региональные штабы и перед активистами движения встала задача координированной работы региональных команд и совместного участия в важных общероссийских проектах. Так, отделения РСО уже не первый год принимают участие в работе ОАО «РЖД», ГК «Олимпстрой», ФСК «ЕЭС», ОАО «Газпром», «Росатом» и других крупнейших компаний страны.
9 июля 2003 года в Москве состоялось заседание правительственной комиссии по делам молодёжи, где обсуждался вопрос о государственной поддержке студенчества и студенческих отрядов. Был создан межведомственный Координационный совет по поддержке деятельности движения, который разработал план мероприятий, направленных на развитие студенческих отрядов в Российской Федерации, на 2004 год.
Первый слёт в современной истории, на котором было положено начало возрождению современных студенческих отрядов, состоялся 27-28 ноября 2003 года в Екатеринбурге. На этом слете, проведенном при поддержке Министерства образования Российской Федерации, было принято решение о необходимости создания единой организации, охватывающей все регионы.
Официальной датой возрождения движения современных студенческих отрядов считается 17 февраля 2004 года. В этот день в Москве в Государственном Кремлевском Дворце был проведен Всероссийский форум студенческих отрядов, посвященный 45-летию существования движения. В мероприятии приняли участие свыше 5 тысяч молодых людей со всех субъектов Российской Федерации. Именно тогда было учреждено молодежное общероссийское общественное движение «Российские студенческие отряды».
Именно с 2004 года проведение Всероссийских слетов студенческих отрядов, на которых подводятся итоги работы за год, награждаются лучшие представители движения и обсуждаются планы на следующий год, становится ежегодным событием.
В Новосибирске это масштабное и ответственное мероприятие прошло впервые. Отзывы участников слета говорят о том, что программа слёта получилась интересной и насыщенной. Творческие и профессиональные конкурсы, круглые столы, образовательные площадки, пленарные заседания, спартакиада и другие мероприятия слета охватили около 20 площадок Новосибирска.
Кульминацией слета традиционно стала торжественная церемония закрытия, где были награждены лучшие командиры и комиссары студенческих отрядов и лучшие региональные отделения. По итогам 2016 года победителями стали сразу два региональных отделения – Красноярский край и Омская область. Вторым было признано Алтайское региональное отделение, а третьим - Пермское. А знамя слета было передано в Якутск, где Всероссийский слет студенческих отрядов состоится в следующем году.
На странице РСО участники движения пишут о себе: «Мы развиваем добровольчество», «Мы строим экологические тропы», «Мы во всех поездах страны», «Мы будущее энергетического комплекса», «Мы заботимся о подрастающем поколении», «Мы сильные и спортивные». После прочтения этого действительно появляется вера в то, что российская молодежь, а, следовательно, будущее страны не безнадежно.
Ведь в 90-е годы битву за молодое поколение Россия практически проиграла. Нельзя забывать жестокие уроки тех лет, такие как: демографическая яма российских 90-х, массовая интеллектуальна эмиграция, мощнейшая промывка мозгов в молодежной и не только среде, благодаря которой в российском обществе появилось поколение потребителей и его наиболее безжалостная часть – «молодые людоеды».
Популярная в СМИ страшилка о повышении пенсионного возраста – во многом вынужденная мера, следствие все той же многолетней депопуляции, разрушающей Россию еще с начала 90-х. И это, и аналогичные последствия тогдашних социальных провалов разгребать придется еще долго.
Именно поэтому сейчас так важны и возрождающееся трудовое студенческое движение и другие созидательные, поддерживающие российскую молодежь инициативы. Ведь в деле воспитания будущих поколений – права на ошибку у России, увы, больше нет.

Заключение и вывод

В условиях информационного общества изменяются основы формирования политического сознания молодого поколения. Накопленные человечеством знания в различных областях и сферах благодаря развитию интернет-технологий, телевидению и СМИ позволяют знакомиться с информацией, которая амбивалентно влияет на молодежь. Автору близка позиция О. Е. Гришина, что с развитием коммуникационных технологий Интернет выступает специфической площадкой в определении «политической активности» [3, с. 83].
Происходит постепенный процесс аккумулирования тех ценностей, которые навязываются извне. Российская молодежь утратила прежние идеологические ориентиры (ранее – марксизм-ленинизм), и в условиях рыночных отношений произошла их подмена новыми потребительскими ценностями. Все чаще идеи потребления служат тем «фундаментом», который определяет духовно-нравственное развитие. Интерес представляет позиция А. А. Горелова и Т. А. Гореловой, что молодежи необходимо отказаться «от ложных, навязываемых ныне потребительских ценностей» [2, с. 3]. Ложные идеи определяются как знания, которые не только пагубно влияют на воспитание, но и дезорганизуют молодежь в политическом процессе, что ведет к отказу от традиционных ценностей, подрыву доверия к правящей элите и сложившейся системе. Поэтому перед институтами государственной власти ставятся актуальные задачи поиска оптимальных решений для консолидации российской молодежи с учетом исторических реалий.
Эмпирический опыт советской системы в развитии молодежной политики показал, что участие молодежи в общественно-политической деятельности ограничивалось государственными структурами: партией, молодежной организацией – комсомолом, союзами ветеранов. Присутствие государства во многих областях сковывало действия молодежи в политическом пространстве, т.к. устанавливались регламенты в рамках идеологии. «В общественное сознание, – пишет А. А. Слезин, – внедрялось: Ленин был всегда прав, всегда права, созданная им партия, поэтому сила комсомола в единстве с ленинской партией» [9, с. 183]. Инакомыслие (все, что не укладывалось в марксизм-ленинизм) воспринималось как буржуазные предрассудки и преследовалось государственно-партийной номенклатурой и обществом. У молодого поколения сохранялась убежденность в непогрешимости советской системы и единого братского народа. В сознании молодежи укрепилась главная цель – построение коммунистического общества, – дававшая определенную надежду на будущее. Проводя аналогию с современной Россией, констатируем следующую особенность: политическая система строится на плюралистической модели.
При данной модели нет определенной идеологии, что открывает возможности для инициативы и творческого потенциала каждой личности. Свобода действий предоставляет определенные стимулы населению, такие как участие и транслирование своих интересов в общественно-политической практике

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ