Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Важной характеристикой коммуникативной готовности 6—7-летних детей к школьному обучению считается появление к концу дошкольного возраста произвольных форм общения со взрослыми — это контекстное общение, где сотрудничество ребенка и взрослого осуществляется не непосредственно, а опосредствованно задачей, правилом или образцом, а также кооперативно-соревновательное общение со сверстниками.
От поступающих в школу детей правомерно ожидать, что децентрация затронет по крайней мере две сферы: понимание пространственных отношений (например, ребенок ориентируется в отношениях правое/левое применительно не только к себе, но и к другим людям), а также некоторые аспекты межличностных отношений (например, относительность понятия «брат»).
Таким образом, от первоклассника требуется хотя бы элементарное понимание (или допущение) возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения.
По мере приобретения опыта общения (совместной деятельности, учебного сотрудничества и дружеских отношений) дети научаются весьма успешно не только учитывать, но и заранее предвидеть разные возможные мнения других людей, нередко связанные с различиями в их потребностях и интересах. В контексте сравнения они также учатся обосновывать и доказывать собственное мнение.
В результате, к окончанию начальной школы коммуникативные действия, нацеленные на учет позиции собеседника, обретают наиболее полный характер: ребята становятся способными осознавать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного и того же предмета. Таким образом, они подступают к осмыслению относительности оценок и выборов, совершаемых людьми. Совместно с преодолением эгоцентризма дети начинают правильнее осознавать идеи, эмоции, желания и стремления окружающих, их внутренний мир в целом. Перечисленные характеристики являются показателями нормативно-возрастной формы развития коммуникативного компонента универсальных учебных действий в начальной школе.
Вторую большую группу коммуникативных универсальных учебных действий образуют действия, направленные на кооперацию, сотрудничество. Содержательным ядром этой группы коммуникативных действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, а необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности. Естественно, что в условиях специально организуемого учебного сотрудничества формирование коммуникативных действий происходит более интенсивно (т. е. в более ранние сроки), с более высокими показателями и в более широком спектре.
Третью большую группу коммуникативных УУД составляют коммуникативно-речевые действия, предназначающиеся средством передачи данных другим людям и становления рефлексии. В 6,5—7 лет ребята должны обладать способностью выделять и отображать в речи основные ориентиры действия, а кроме того передавать их партнеру.
Групповая работа младших школьников подразумевает собственные правила: не разрешается принуждать ребенка к коллективный работе либо выражать свое недовольство тому, кто не желает работать (позже необходимо узнать причину несогласия); совместная деятельность не должна составлять более 10—15 мин, во избежание утомления и уменьшения эффективности; не следует требовать от ребенка абсолютной тишины, однако необходимо бороться с выкрикиванием и т. п. Следует поощрять детей выражать свою точку зрения, а кроме того развивать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их суждению.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ