формирование и развитие коллективических взаимоотношений младшего школьника в воспитательной работе

Цели и задачи

Цель нашего исследования – анализ формирования и развития коллективистских взаимоотношений младшего школьника в воспитательной работе.

Введение и актуальность


Формы воспитания имеют свои структурные компоненты (композицию), то есть начало и окончание (экспозицию, завязку и развязку), кульминационные моменты, волнующие душу ребенка, подростка, юноши либо взрослого человека, формируя нестандартность их характера; формы воспитания обеспечивают определенную окраску, тон, оттенки (эмоциональную окраску, интонационные оттенки, тональность голоса и т.д.), оригинальность построения содержания воспитательных воздействий, эстетизацию воспитательного процесса [5].
Есть разные подходы к классификации форм воспитания: фронтальные либо массовые; групповые либо кружки; индивидуальные. Таким образом, сделаны попытки классифицировать формы организации воспитательного процесса в зависимости от методики воспитательного воздействия. При такой классификации формы воспитания разделяют на группы: словесные (информация, собрания, конференции, встречи, устные журналы, радио- газеты и др.); практические (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы); наглядные (школьные музеи, комнаты и залы, галереи, выставки детского творчества, книжные выставки и витрины новых книг, тематические стенды и т.д.).
Отметим, что классификации известных традиционных форм работы с детским коллективом имеют такую форму работы, где согласно Е.В. Титовой, можно отнести к одной из групп:
Мероприятие - это занятия, ситуации в коллективе, которые организуют педагоги с воспитательной целью.
Дела - совместная деятельность, занятия, которые организуются членами коллектива на пользу и радость.
В настоящее время в психологии приоритет имеет такая точка зрения, согласно которой фактор пола оказывает влияние на развитие личности и формирование личных отношений в любом возрасте, но в разные возрастные периоды – неоднозначно [7].
Появление ребенка в школе – это начало одного из самых важных для социализации личности возрастного периода, начало формирования класса как контактной группы, в которой будут усвоены многие нормы, ценности, стереотипы поведения, получение уникального опыта отношений. От того, каким будет это начало, зависит не только уровень групповых отношений, но и содержание социального опыта каждой личности.
В целом в школе происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. У ребенка появляется общественно значимая деятельность – учебная, способствующая формированию системы деловых отношений. Таким образом, структура этих отношений задается во многом педагогом извне. На предыдущей ступени – в детском саду деловые отношения существуют, но они еще не представляют собой организованной системы. И личные, и деловые отношения появляются одновременно, в первые дни пребывания ребенка в школе.
В дальнейшем две системы отношений – деловых и личных – развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строится педагогами и воспитателями. Они определяют форму и структуру деловых отношений.
Таким образом, деловые отношения во многом программируются и управляются педагогами. Так, система личных отношений, возникающая на основании симпатий и привязанностей, не имеет организации. Ее структура складывается стихийно. Проявляя потребность в общении, мальчики и девочки демонстрируют индивидуальные различия.
Взаимоотношения между детьми в младшем школьном возрасте носят спонтанный и непостоянный эмоциональный характер, их симпатии и антипатии во многом зависят от мнения и оценки учителя, порицания со стороны которого вызывает у детей негативное отношение к сверстнику, а положительная оценка – стремление сблизится с ним [9].
Часто в данном возрасте дружба между детьми может быть обусловлена предыдущим знакомством, проживанием на одной улице и т.п. Отметим, что ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными, дифференцированными. Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половые признаки. И уже в 3 классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности большинство обучаемых мотивируют выбор определенными нравственными качествами других детей.
Таким образом, в условиях современной образовательной парадигмы, роль качественных взаимоотношений еще в начальной школе нельзя недооценивать. Младшие классы в нашей стране нуждаются в педагогах, не только знающий свой предмет, но и умеющих создавать все необходимые условия для осуществления оптимального педагогического взаимодействия с воспитанниками. В этой связи, в современной научной психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется проблеме эффективности педагогического взаимодействия.

Заключение и вывод

На основе проведенного исследования проблемы о формировании коллективистских отношений обучаемых 3 «В» класса на примере организации групповых форм работы, нами было установлено, что именно в школьном коллективе с его общей целью совместной деятельности обеспечивается всестороннее развитие личности ребенка. В школьные годы у ребенка благодаря общению с людьми появляется возможность к самореализации своих способностей и природных задатков.
В соответствии с задачами исследования нами были проанализированы сущность понятий «взаимодействие», «групповые формы работы», а также выделены предпосылки развития коллективистских отношений в процессе групповых форм работы. Нами были использованы возможности и эффективность организации групповых форм работы в процессе формирования коллективистских отношений школьников. Выявлены педагогические условия реализации групповых форм работы с целью формирования коллективистских отношений. Определены особенности педагогических отношений в процессе организации групповых форм работы.
Проведенное исследование позволяет утверждать о том, что развитие коллективистских отношений школьников будет возможно при разработке содержания этапов развития взаимоотношений обучаемых друг с другом, и определении систем путей, организации групповых форм взаимодействия в процессе формирования отношений обучаемых друг с другом.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ