Система и методы государственного управления рациональным природопользованием

Не все субъекты управления осуществляют перечисленные функции. Например, административные методы управления используются лишь в рамках государственного управления. Для наиболее полного осуществления функций соответствующие субъекты управленческой деятельности наделяются или должны наделяться адекватными правами и обязанностями по обеспечению охраны окружающей среды в соответствии с требованиями законодательства.
В то же время в целях дальнейшей экологизации хозяйственной деятельности на макроуровне необходимо расширить участие некоторых субъектов управления в принятии экологически значимых хозяйственных решений (микроуровень) [14, c. 26].
Государственное управление охраной окружающей среды и рациональным природопользованием строится на основе ряда общих и специфических принципов:
— соблюдения законности управления;
— комплексного (всестороннего) подхода к решению вопросов природопользования и охраны окружающей среды;
— сочетания бассейнового и административно-территориального принципов организации управления природопользованием и охраной окружающей среды;
— разделения хозяйственно-эксплуатационных и контрольно-надзорных функций при организации деятельности специально уполномоченных государственных органов;
— наиболее эффективного исполнения требований законодательства об окружающей среде в рамках реально существующих экономических и иных возможностей и др.
Функции государства в основном реализуются через систему функций государственного управления, которые являются одним из элементов социального управления. Помимо функций государственного управления к элементам социального управления относятся: сама система управления, субъекты и объекты управления, а также управленческие связи (прямые и обратные). Все элементы управления находятся в диалектической взаимосвязи, а также определяют эффективность управленческого цикла, состоящего из следующих этапов [26]:
1. Выработка и принятие решения.
2. Организация исполнения решения.
3. Контроль за исполнением решения.
Следует отличать государственное управление от негосударственного. Именно к негосударственному управлению (по классификации, принятой в административном праве) относятся: местное самоуправление, управление общественными организациями и объединениями, управление негосударственными предприятиями и учреждениями.
Управление охраной окружающей среды в свою очередь осуществляется общественными формированиями и гражданами (общественное управление), юридическими лицами (производственное управление), государственными органами (отраслевое и межотраслевое государственное) управление, муниципальными органами (муниципальное управление) власти. Однако, основная роль в управлении охраной окружающей среды до сих пор принадлежит государству. Оно осуществляется исполнительной ветвью власти в рамках осуществления механизма действия экологического права [8, c. 21].
Функции государственного управления в настоящее время подвергаются пересмотру, как по качеству, так и по количеству. Этот пересмотр происходит в рамках административной реформы и совершенствования системы государственного управления. Являясь достаточно специфическими по критерию соответствия целям и задачам государственной политики, тем не менее эти функции взаимосвязаны с общими, социальными и обеспечивающими функциями управления в широком смысле.
Кроме того, государственное управление природопользованием должно учитывать влияние территориальной организации населения на природопользование. Природные качества территории на начальных этапах экономического развития предопределили размещение населения и специализацию его хозяйственной деятельности. Но и сейчас влияние природы на человеческую популяцию значительно. Природные катастрофы — извержения вулканов, землетрясения, медленные понижения и поднятия суши, колебания климата и т. п. — изменяют ландшафты Земли, заставляя человека изменять свою хозяйственную деятельность и приспосабливаться к новым условиям.
Расселение населения РФ и хозяйственная деятельность человека, наряду с природными катаклизмами, также ведет к изменениям природы не только на локальном, но и на планетарном уровне. Распашка девственных ландшафтов и подсечно-огневое земледелие, приведшие к сведению лесов, антропогенное (т. е. вызванное деятельностью человека) опустынивание, засоление земель, усыхание внутренних морей — вот далеко не полный перечень глобальных экологических проблем, которые вызвала хозяйственная деятельность человека. От их решения во многом зависит существование человечества.
На наш взгляд, территориальная организация природопользования представляет собой не что иное, как целенаправленную пространственно-временную дифференциацию региональных систем для обеспечения их наиболее экономически эффективного и экологически приемлемого функционирования. Территориальная организация в своем эволюционном развитии представляет собой процесс природопользования в региональной системе с учетом географически и экономически обусловленных возможностей и ограничений, а также национально-этнических особенностей (менталитета) проживающего здесь населения, и в режиме реального времени отражает сложившуюся структуру природопользования в регионе. То есть территориальная организация природопользования находится, как правило, в состоянии динамического равновесия. Возможность управления региональными системами природопользования обеспечивается их внутренними свойствами самоорганизации и адаптивным механизмом функционирования.
Пример расселения населения РФ по территории в зависимости от природных условий отражен в табл. 1.1.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ