«Федерализм и региональная политика в РФ в условиях укрепления вертикали власти»

Цели и задачи

Целью исследования является – выявить основные аспекты и проблемы федерализма и региональной политики в РФ в условиях укрепления вертикального распределения власти, а также пути решения проблемных ситуаций.

Введение и актуальность


Нынешняя федерация отличается от прошлой, здесь учтен не только национальный, но и территориальный принципы организации. И все же проблемы остаются. Они имеют и теоретический, и практический характер. Это и особенности идеи российского федерализма, его места в современной типологии федеративных государственных систем. Это соотношение федеративного устройства государства и типа политического режима. Это сложные вопросы организации бюджетного федерализма, налогов, разграничения полномочий между федеральной властью и органами государственной власти субъектов федерации, соотношения государства и местного самоуправления, централизации и децентрализации в федеративном государстве. Это и роль федеративных отношений, их совершенствование в новых условиях, определяемых необходимостью повышения конкурентоспособности российского государства и экономики. Немаловажное значение сегодня приобретают вопросы оптимальности территориальных границ внутри Российской Федерации, тенденция укрупнения ее субъектов. В общем, ясно, что принцип федеративного устройства российского государства не является застывшим. Политическое значение конституционного принципа федерализма вряд ли кто-либо оспорит серьезно, но проблемы развития российского федерализма являются актуальными. Сущность федеративного устройства многообразна и носит комплексный характер, и об этом нельзя забывать. Особенно в период укрепления федеративных отношений в стране.
В любом федеративном государстве законотворческий процесс имеет свои характерные черты, одной из основных является одновременное формирование двухуровневого законодательства. 90-е годы XX века стали переломными для российского федерализма. Становление двухуровневой правовой системы сопровождалось возникновением противоречий между федеральным и региональным законодательством. Субъекты федерации пользовались своим правом на законотворчество, но часто это сопровождалось несоблюдением Основного Закона страны. За 20 лет региональными законодателями была проделана огромная работа, принято порядка 158 тысяч законов. Но, к сожалению, до сих пор одной из проблем федеративного устройства является проблема реализации Конституции РФ. Важной задачей федеральных властей остается контроль над выполнением положений Федерального Основного Закона во всех субъектах Российской Федерации.
С другой стороны, в отличие от 90-х годов, на современном этапе наличие в нормативных правовых актах субъектов Федерации несоответствий Федеральным законам связано с постоянными и порой бессистемными изменениями законодательства на федеральном уровне15. Субъекты Российской Федерации вынуждены вновь пересматривать свое законодательство на предмет соответствия федеральному и вносить соответствующие изменения. Принимаемые на обоих уровнях законы должны учитывать двухуровневые политические процессы, происходящие в федеративном государстве. Проблемой остается и наличие коллизий и пробелов в самом федеральном законодательстве, отсутствие некоторых Федеральных законов по вопросам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов федерации. Особенно много таких коллизионных актов существует на стыке федерального и регионального законодательств. Нередко в законодательных актах регионов при переписывании федеральных законов допускались их искажения. Зачастую законодательство субъекта опережает законодательство федеральное.

Заключение и вывод

Исходя из поставленной цели проведения исследования в курсовой работе - выявить основные аспекты и проблемы федерализма и региональной политики в РФ в условиях укрепления вертикального распределения власти, а также пути решения проблемных ситуаций, в рамках написания материала были решены поставленные задачи.
В теоретической главе были рассмотренные научные материалы по теме курсовой работы и установлено, что:
Федерализм является формой концептуального устройства взаимодействия различных уровней власти.
На данной основе в пункте 1.2 была проанализирована история нормативного закрепления взаимосвязи и разделения уровней власти в РФ, как в вертикальном, так и в горизонтальном разделении. То есть, рассмотрена история укрепления связей и разделения полномочий уровней власти.
На данной основе можно сделать вывод, что основополагающим документом является Конституция РФ, которая имела некоторые изменения с 1993 года по настоящий день. Тем не менее, можно сказать, что основой закрепления полномочий по уровням властных структур является первоначальное утвержденное разделение функционала.
Основной проблемой в данном случае является именно формирование бюджетного федерализма, то есть неравномерности распределения бюджетных поступлений по регионам России.
В главе 2 был проведен анализ системы решения данной проблемы.
На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Итак, обобщая все вышесказанное, выделим особенности и проблемы специфической федеративной системы Российской Федерации:
Формирование Российской Федерации началось только с 1993 года, с момента закрепления понятия федерация в Конституции. При этом неравномерность право мощности субъектов РФ, на основе двухуровневого законотворчества, на бюджетные поступления. Что обусловлено территориальной удаленностью от центра России (г. Москва) и обширностью их территории (демографическим и географическим показателям).
На данной основе в каждом регионе РФ сформирована своя бюджетная структура, политическая система и культурные основы, что делает сложным централизованное управление страной.
Основными путями решения данной проблемы, прописанными в Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 года, являются:
Укрупнение регионов с целью повышения потенциала и снятия территориальной борьбы между нами. При этом необходимо учитывать совокупность этнических, культурных и экономических основ развития регионов.
Подчинение тенденций развития регионов и РФ в целом одной цели, а не разделенность по территориальному признаку.
Таким образом, развитие РФ с условием включения и распределения задач на каждый ее регион, вне зависимости от его масштаба, на основе территориального объединения, а соответственно и бюджетно-экономического, позволит укрепить не только необходимые, но пока еще не полностью реализуемые, системы взаимодействия уровней власти и взаимодействия регионов, но и объединить их все в единую цепочку. То есть построить цепочку экономически значимых частей России, где нет отдельных, не задействованных в общей российской цели, субъектов.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ