Экономико-статистическое изучение мер социальной поддержки граждан пожилого возраста в РФ

Цели и задачи

Целью работы являетсяизучение структуры и динамики показателей мер поддержки граждан пожилого возраста за 2016-2018 гг.

Введение и актуальность


Индекс Сена — измеритель бедности. Доход в концепции Сена рассматривается не как конечная цель, а как средство, расширяющее человеческий выбор цели и того образа жизни, которые человек считает предпочтительными. Он показал, что благосостояние людей должно оцениваться не уровнем доходов, а их возможностью обеспечивать достойную жизнь в таких сферах, как здравоохранение, образование, экономическая и общественная деятельность.
А. Сен считал, что количественный показатель дохода на душу населения не является адекватной характеристикой процветания, богатства или бедности государства или общества. Он предложил ввести вместо количественного показателя — индекса ВВП качественный показатель — ИЧР (индекс человеческого развития), призванный заменить ВВП в определении уровня экономического развития общества. ИЧР должен включать наряду с традиционными экономическими показателями также уровень детской смертности, степень социального оптимизма, доступ к образованию, уровень грамотности, процентное соотношение врачей и общего числа населения и т.д.
Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой простую среднюю арифметическую величину из трех индексов [9]:
(24)
где IОБ – индекс уровня образования:
IОЖ– индекс ожидаемой при рождении продолжительности жизни:
IВВП – индекс ВВП учитывает размер среднедушевого ВВП в стране:
Индекс глубины бедности измеряет разрыв между уровнями бедности, показывающим среднюю величину дефицита относительно ПМ в % к нему, причем эта средняя величина рассчитывается по всему населению, а небедные при этом считаются как имеющие нулевой дефицит потребления относительно ПМ (прожиточного минимума) [7]:
(25)
Индексостроты бедности определяется как среднее квадратов относительных дефицитов бедности. Данный индекс учитывает дифференциацию среди бедных (он более чувствителен к изменениям в уровне доходов крайне бедного контингента, чем к изменениям в уровне благосостояния тех, кто живет немного ниже черты бедности) [7]:

Заключение и вывод

По проведенному экономико – социального анализу положения населения России пришли к следующим результатам.
Монографическое исследование мер социальной поддержки граждан пожилого возраста показало разные точки зрения исследователей на ведение государственной социальной политики. При этом все точки зрения авторов объединяет одно, что социальная политика в отношении граждан пожилого возраста носит ключевой характер, а также должна быть комплексной. В соответствии с этим разработаны и реализованы проекты регионального и федерального значения по улучшению жизни населения пожилого возраста. А также разработан методологический комплекс методов отслеживания динамики реализации рассмотренных проектов.
Вторая глава посвящена анализу макроэкономических показателей, отражающих социально-экономическое развитие страны, сведения о демографической ситуации, занятости и безработице, условиях труда, размере и структуре денежных доходов и их распределении по различным социально-экономическим группам населения, уровне оплаты труда, жилищных условиях населения. В результате которого получили, что экономика России динамично развивается, при этом демографические показатели дают обратный эффект в виде естественной убыли населения, снижении миграционного прироста и повышении численности пенсионеров. Однако анализ мер поддержки лиц старше трудоспособного возраста указывают на несовершенную систему обеспечения достойной старости.
В третьей главе более подробно был изучен средний размер назначенной пенсии. В результате анализа рядов динамики и прогнозирования было выявлено повышение уровня назначенных пенсий в период с 2012 по 2018 гг, а также дальнейшее увеличение в 2019 году.
На основе корреляционно – регрессионном анализе было построено уравнение регрессии. Коэффициент регрессии показал, что увеличение ВВП на душу населения на 1 руб. приведет к росту среднего размера назначенных пенсий на 0,0135 руб. Коэффициент корреляции, равный 0,782, показал, чтомежду ВВП на душу населения и средним размером назначенных пенсий существует прямая тесная связь. Проверка на случайность показала статистическую значимость коэффициента корреляции.
В конечном итоге, выявленные тенденции могут привести, во-первых, к увеличению расходов бюджетной системы на финансирование социальных обязательств, включая обязательства в области пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования, социального обслуживания пожилых людей, во-вторых, к изменениям в области занятости и безработицы, а также характеристик рабочей силы, занятой в экономике. К чему же в конечном итоге, приведет повышение пенсионного возраста, можем только предполагать.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ