Эффективность применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля после выпуска товаров

Цели и задачи

Целью работы является анализ применения системы управления рисками при проведении таможенного контроля после выпуска товаров.

Введение и актуальность


Внедрение системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации осуществляется на основе введения законодательства, организационных мер, оснащения новыми техническими, информационными и кадровыми ресурсами. В ходе таможенного контроля произошел существенный сдвиг в работе RMS. Различные нормативные и законодательные акты, регулирующие применение системы управления рисками в таможенных органах Российской Федерации, направлены на максимальное упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, упрощение и сокращение времени таможенных операций так что товары могут быть введены в обращение и использоваться в соответствии с целью их импорта.
Кроме того, рассматриваемые меры направлены на предотвращение нарушений таможенного законодательства и обеспечение экономической безопасности государства.
1.2.Функционирование системы управления рисками в таможенных органах
Одной из тенденций развития системы таможенного администрирования является все большее применение технологий и методов управления, а также использование моделей и концепций, доказавших свою эффективность в коммерческих структурах и сведения к минимуму государственного вмешательства. На современном этапе особый интерес государственных структур, в частности, таможенных органов, представляет внедрение инструментов риск-менеджмента в их деятельность.
Управление рисками - это многоступенчатый процесс, целью которого является уменьшение ущерба при возникновении неблагоприятных событий. Управление таможенным риском можно охарактеризовать как набор методов, инструментов и видов деятельности, которые в определенной степени позволяют прогнозировать возникновение событий риска и принимать меры для предотвращения или сведения к минимуму негативных последствий возникновения таких событий.
Таможенные органы Российской Федерации используют RMS для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, а также степени таможенного контроля.
В современных условиях таможенные органы решают две важные задачи, которые были отражены в Стратегии развития таможенных органов РФ до 2020 г.:
повышение эффективности таможенного контроля;
максимальное облегчение условий внешней торговли.
Таможенными органами России выделяются следующие основные направления в рамках осуществления управления рисками:
классификация рисков;
методы выявления и оценки рисков;
разработка профилей рисков;
информационное обеспечение управления рисками;
мониторинг и прогнозирование рисков;
технологии снижения (элиминирования) рисков;
организация управления рисками;
оценка эффективности и обоснование оптимального уровня затрат на управление рисками.
Переход к таможенному контролю на основе положений и рекомендаций Киотской конвенции позволяет государствам внедрять RMS в области внешней торговли:
 сосредоточить внимание на сферах высокого риска и, следовательно, обеспечить более эффективное использование имеющихся ресурсов;
 увеличить вероятность обнаружения нарушений таможенного законодательства, а также недобросовестных торговцев и физических лиц;
 поощрять добросовестных участников внешней торговли и отдельных лиц, содействовать ускорению международных торговых потоков.
Для достижения главной цели RMS - минимизации рисков - эта система решает такие проблемы, как:
 создание единого информационного пространства, обеспечивающего работу RMS;  разработка методологий (программ) для выявления рисков;
 выявление потенциальных рисков и устранение нарушений;
  определение причин и условий, способствующих Комиссии таможенных правонарушений;
 разработка и практическое осуществление мер по предотвращению или минимизации рисков;
 оценка эффективности применяемых мер по управлению рисками и корректировка управленческих решений;
 накопление и анализ информации о результатах применения определенных форм таможенного контроля или их комбинации, а также о причинах и условиях, которые вносят вклад в Комиссию таможенных правонарушений, в целях разработки предложений по модернизации таможенных органов стратегии управления.
Таким образом, работа, направленная на формирование «зеленого сектора», создает благоприятные условия для развития производства и увеличения объема торговли, не снижая качества таможенного администрирования.

Заключение и вывод

Таможенное регулирование ВЭД в основном сконцентрировано на таможенном контроле товаров и транспортных средств. С каждым годом задача упрощения таможенных формальностей становится все более актуальной, что обусловило проведение таможенного только тех товаров и участников ВЭД, которые предполагают высокую степень таможенного риска.
Система управления рисками при организации таможенного контроля прочно вошла в практику таможенных органов как Российской Федерации, так и Европейского Союза и показала свои преимущества в обеспечении качественного и эффективного таможенного контроля. СУР позволяет значительно ускорить таможенные процессы и рационально использовать имеющиеся у таможенных органов ресурсы.
Внедрение системы управления рисками в таможенную службу России имеет однозначно положительной результат. Однако, при сравнении с Европейским опытом, мы можем видеть, что потенциал данной системы не раскрыт в полной мере. Существует ряд недоработок и в организационной структуре, и в законодательной базе.
Таможенной службе РФ необходимо переходить на качественно новый уровень применения системы управления рисками, а именно развивать институт уполномоченного экономического оператора и отходить от существующей практики пост-таможенного контроля, внедряя таможенный аудит, который эффективно взаимодействует с СУР. Такие изменения позволят таможенным органам Российской Федерации наладить доверительные отношения с участниками ВЭД, что станет прочным фундаментом для взаимного сотрудничества. Такая модернизация системы управления рисками в таможенной службе позволит повысить эффективность внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ