Субкультура как способ самореализации молодежи

Цели и задачи

Цель исследования определяется ее актуальностью и изучением возможностей самореализации молодежи через субкультуру.

Введение и актуальность


Молодой человек, особенно в подростковый период, характеризуется низким уровнем критического мышления. Это приводит к тому, что ему гораздо сложнее сделать адекватную оценку происходящим событиям, собственным поступкам, и поступкам других людей. Происходит усвоение антисоциальных норм и форм девиантного поведения.
Предпосылками к девиантному поведению служат:
не конгруэтность требований предъявляемых к подростку от взрослых, различие в их обязанностях и правах;
быстрый темп изменений на физическом и психическом уровне молодого человека;
накопленные дефекты воспитания, которые в подростковом возрасте проявляются особенно сильно из-за возрастающей самостоятельности молодого человека;
психологические сдвиги, происходящие в пубертатный период;
осознание подростком неравного положения в семье [4, с. 70-76].
На все перечисленные проблемы накладывается и тот факт, что окружающие молодого человека, взрослые не понимают, как сложно быть подростком. У подростка недостаточно жизненно опыта, чтобы справиться со всеми происходящими изменениями в его личности. Эмоциональная нестабильность, импульсивность, поиск себя выбивают его из стабильного состояния. Личность молодого человека уже развита на столько, что он желает обрести ощущения некой особенности, желает проявить собственную индивидуальность. Однако, уровень ответственности у подростка значительно ниже, в совокупности с низким уровнем критического мышления, это приводит к тому, что может появиться антисоциальное поведение. Таким способом, подросток пытается самоидентифицироваться, ответить самому себе на вопрос «кто я?».
Предотвратить девиантное поведение и вхождение в антисоциальные группы возможно через достаточное внимание от родителей. Необходимо развивать у молодого человека адекватный уровень самооценки, предоставлять ему возможности самореализации с помощью социально приемлемых способов.
Отдельно стоит отметить, что выделяют творчески направленных подростков, как наиболее подверженную группу, для вступления в различные группы. Субкультура помогает этим молодым людям реализовывать собственный творческий потенциал.
Социологи, криминологи и психологи выделили следующие типы членов подростково-молодежных группировок:
«аутсайдер» - человек, оказавшийся в жизненном тупике, неудачник, не нашедший признания в формальной группе или организации, не имеющий возможности для самореализации;
«маргинал» - одинокая личность, утратившая индивидуальные социальные связи, постоянно испытывающая социальный и психологический дискомфорт и нередко пытающаяся самоутвердиться путем безнравственного поведения;
«конформист» - человек, который легко поддается влиянию авторитетов, хорошо адаптируется к новой социальной микросреде, а также быстро и без особых усилий усваивает групповые нормы и ценности;
«приспособленец» - человек, принимающий групповые ценности и нормы лишь внешне, чтобы добиться признания и повышения своего статуса в группе, а за счет этого - и престижа в обществе;
«фанат» - человек, преданный ценностям и символам группы, неукоснительно соблюдаю-
щий принятые здесь нормы и отрицающий все, что идет вразрез с ее ценностями;
«вождь» - человек, видящий свое признание в том, чтобы руководить людьми, претендующий на роль лидера в группе, проявляющий инициативу организатора и нередко действительно обладающий неплохими для этого способностями;
«попутчик» - человек, случайно примкнувший к группе, не до конца определивший свои ценностные ориентации, руководствующийся больше солидарностью, чем групповыми целями и нормами;
«имитатор» - человек, для которого первостепенное значение имеют внешние атрибуты и символы объединения, составляющие для него предмет гордости;
«скучающий» - человек, для которого одним из мотивов вступления в группу является надежда более содержательно организовать свой досуг и найти среду для общения [5].
Анализируя вышесказанное, мы можем заключить, что субкультура становиться необходимой для тех подростков, у которых ограниченны возможности в самореализации и самоидентификации. Если в семье ему не уделяют достаточного внимания, у него нет возможности реализовывать творческий потенциал, нет возможности пробовать свои силы в различных делах, то он уходит в субкультуру, как в область, дающая ему все это. В семьях, где детей слишком опекают или наоборот не проявляют к ним внимания, не доверяют им, не позволяют брать на себя дополнительную ответственность, или наоборот перегружают ею, не принимают во внимание его мнение, молодой человек не чувствует себя полноценным.
Подводя итоги, мы можем сказать, что предпосылками к вступлению в субкультуру могут стать:
творческая направленность личности молодого человека;
низкая самооценка и неуверенность в себе;
эмоциональная нестабильность из-за физиологических особенностей возрастного периода;
склонность к агрессивному и девиантному поведению;
авторитарный или попустительский стиль семейного воспитания;
педагогическая запущенность.
Профилактика девиантного поведения, в первую очередь в семье и в образовательной организации, помощь в реализации своих навыков и возможностей, направление внутренней энергии подростка в социально приемлемое русло, необходимые меры для предотвращения вхождения подростка в субкультуру. Необходимо помнить, что подросток нуждается не только в особом внимании и понимании, но еще и в определенных размерах свободы действий. Творческим детям и молодым людям необходимо показывать возможности для самореализации, привлекать их к участию в различных мероприятиях. Важно поощрять творческие начинания. При работе с такими подростками, выявлено, что они свою энергию направляют в созидательное русло – начинают писать стихи, участвуют в театральных постановках и т.д.

Заключение и вывод

По результатам исследования мы можем сказать, что поставленные выше цели и задачи были выполнены. Субкультура – это часть общества отличающаяся своими внутренними культурными установками, взглядами, поведением, ценностями от общественного большинства. В основе субкультуры могут лежать профессиональные, национальные, демографические, географические, возрастные и многие другие факторы. Обязательной частью субкультуры являются общие ценности. Так, для субкультуры панков характерно выражение протеста, которое осуществляется не только через убеждения и взгляды, но так же и через внешний вид.
Содержание субкультуры составляют различные интересы, начиная от музыки, ее стилей, направлений искусства и заканчивая сексуальными предпочтениями и политическими убеждениями. Характерной чертой субкультур является их замкнутость от окружающего мира и общества, в целом ее лены стремятся к изоляции от массовой культуры. Это происходит в следствии того, что субкультуры изначально формируются на общих интересах, а так же имеют стремление противопоставить себя основной культуре общества. В связи с этим может возникать конфликт между доминирующей культурой и субкультурой, который иногда может носить деструктивный и опасный для членов общества характер. Ярким примером деструктивного конфликта между культурой и субкультурой являются конфликты между обществом и уголовным миром, или же обществом и субкультурой скинхэдов. Молодежные субкультуры чаще всего носят характер бегства от реальности и возможности для саморазвития и самопознания.
Субкультура – это не только общие ценности и убеждения, в процессе развития появляются так же и внешние признаки: одежда, язык, символика. В конечном итоге субкультура обретает свой имидж, выражающийся не только в одежде, но и в демонстрации взглядов и убеждений всем своим внешним видом.
Главной особенностью подросткового и молодого возраста является переход от детства к взрослости. Для молодых людей характерно такое новообразование как чувство взрослости, когда они стремятся занять равное положение в мире взрослых людей. Этот процесс так же сопровождается самопознанием, изучением собственных возможностей, взглядов, обретением ценностей. Весь этот процесс взросления носит оппозиционный характер, происходит отказ от «детской позиции» в отношениях с родителями и другими окружающими взрослыми. Однако, дальнейшее развитие личности невозможно без самоопределения.
Субкультуры дают молодым людям именно возможность самопознания и самореализации. Они позволяют им обрести навыки социального взаимодействия через субкультуру. Опасность молодежных субкультур состоит в том, что подростки и молодые люди подвержены внушению и негативному влиянию. В связи с этим молодежные субкультуры не редко носят деструктивный характер.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ