Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства

Цели и задачи

цель исследования: рассмотреть нравственное образование как воспитательную работу на уроках ИЗО.

Введение и актуальность


Во-вторых, это родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного и культурного величия.
В-третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учётом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира. .
В этой связи, важное место в УМК «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс органично интегрирован в систему учебников «Школа России» для решения задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
В учебно-методическом комплексе Россия предстаёт перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а её граждане — одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития.
Рабочие программы, учебники и учебные пособия построены таким образом, что ребёнок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о её природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребёнка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества.
В указанном контексте также чрезвычайно важную роль играет курс «Основы религиозных культур и светской этики», и особенно его модуль «Основы мировых религиозных культур».
Исключительно важное значение, в условиях глобализации и «стирания» государственных границ, приобретает владение иностранными языками, благодаря которому чрезвычайно расширяются возможности общения и межкультурной коммуникации. Поэтому в состав комплекта «Школа России» включены учебники для начальных классов по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам.
«Обогащенная память и подвижная мысль — при мёртвом и слепом сердце — создает ловкого, но чёрствого и злого человека!» — писал И.А. Ильин. В этом контексте, УМК «Школа России» сориентирован, прежде всего, на развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, способности сопереживать, готовности помогать другому. Именно духовно-нравственная доминанта УМК направлена на выполнение культуросозидающей роли образования.
Мотивационный компонент
Ценнностное отношение и правильное понимание основ изобразительного и прикладного искусства.
Понимание значимости искусства
Интерес к видам и стилям изобразительного искусства
Наличие эстетического вкуса
Необходимость в изучении искусства
Содержательный компонент
Обучение основам искусства на уроках изобразительного искусства
Самоанализ индивидуальной творческой деятельности и повышения моральности и трудолюбия

Заключение и вывод

В работе мы рассмотрели принципиальную возможность применения уроков ИЗО как средства нравственного развития младших школьников. Мы выяснили, что образовательные программы в нравственном воспитании в школе предусматривают нравственно-духовное воспитание на классных часах, однако такой метод нравственно- духовного воспитания не особо распространен в практике учебной и воспитательной работы в начальной школе.
Нами определены основные ориентиры учителя начальных классов в нравственном воспитании детей. Знание теоретических основ поможет педагогу целостно подойти к рассматриваемой проблеме и организовать воспитательную деятельность учащихся. Эффективное нравственное воспитание в значительной степени зависит от того, насколько умелым и целенаправленным является педагогическое руководство этим процессом. Только систематическая, кропотливая, последовательная, продуманная работа с детьми вызовет положительные сдвиги в их нравственном становлении.
Как мы убедились, уроки ИЗО целесообразно использовать с целью нравственно- духовного воспитания, поскольку изображаемое может служить нравственными основами поведения непосредственно ребенка, несут в себе хорошие и плохие модели поведения. Ребенок может проанализировать материал, сделать выводы, запечатлеть их в виде чувственного опыта.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ