достоинства и недостатки рыночной экономики, роль государства в ее функционировании

Цели и задачи

Цель курсовой работы: изучить роль и степень взаимодействия государства на экономику РФ.

Введение и актуальность


Однако, стоит сказать, что как не существует идеального рынка, так и нет идеального государства. На практике довольно успешно идет процесс сращивания государства и крупного бизнеса, что во многом делает государственное вмешательство в экономику неэффективным. В идеале, будучи инструментом для устранения недостатков рыночного регулирования, на практике государство становится инструментом возвышения властных кланов и групп.
Функции государства как субъекта макроэкономического регулирования: обеспечение экономики необходимым количеством денег, формирование правовых основ функционирования экономики и устранении недостатков рынка. Несостоятельность рыночного механизма обеспечить оптимальное по Парето распределение ресурсов компенсируется регулятивными мерами со стороны государства. Однако, стоит сказать, что как не существует идеального рынка, так и нет идеального государства. На практике довольно успешно идет процесс сращивания государства и крупного бизнеса, что во многом делает государственное вмешательство в экономику неэффективным. В идеале, будучи инструментом для устранения недостатков рыночного регулирования, на практике государство становится инструментом возвышения властных кланов и групп.
Таким образом, можно сделать вывод, что идеальный рынок и идеальное государство это утопические понятия. Ни рынок, ни государство не могут гарантировать оптимальное и эффективное распределение ресурсов.
Причинами фиаско рынка служат: отсутствие конкуренции, неполнота и ассиметрия информации, внешние эффекты и неспособность производить общественные блага. В тоже время государству присущи собственные «провалы»: коррупция, лоббизм, несовершенство принятия решений в условиях неточной информации и т.д.

Заключение и вывод


На основании проведенного в работе исследования можно сделать следующие выводы:
1. Считается, что рынок способствует производству тех товаров, на которые есть потребительский спрос, обеспечивая при этом эффективное использование ограниченных производственных ресурсов. Но, механизм рыночного саморегулирования далеко не всегда способствует такому эффективному распределению. Условия, в которых дальнейшее использование ресурсов в производстве не приводит к улучшению состояния субъектов рынка, называют оптимальными по Парето. Во многом неспособность рыночного механизма обеспечить эффективное по Парето распределение ресурсов и является главной причиной фиаско рынка.
2. Эти недостатки возникают вследствие: ослаблении конкуренции; неспособности рынка производить общественные блага и товары; внешних эффектов (экстерналий); неполноты рынков; ассиметричности информации; макроэкономической нестабильности. Именно существование данных недостатков рыночного саморегулирования и обуславливает необходимость госрегулирования экономики.
3. На современном этапе развития экономика представляется смешанной, регулирование в которой происходить с двух сторон: государства и рынка. Функции государства как субъекта макроэкономического регулирования: обеспечение экономики необходимым количеством денег, формирование правовых основ функционирования экономики и устранении недостатков рынка. Т.е. несостоятельность рыночного механизма обеспечить оптимальное по Парето распределение ресурсов компенсируется регулятивными мерами со стороны государства.
4. Наиболее кризисными годами для государственного бюджета РФ были 2015 – 2016 гг. При этом наибольшие проблемы были зафиксированы в части сбалансированности федерального бюджета. Причиной дисбаланса явился внешний шок, вызванный значительными флуктуациями цена на мировом рынке нефти. Во многом дефицит бюджета был погашен за счет роста государственного внутреннего долга и использования, ранее накопленных средств Резервного фонда.
5. Касательно таких инструментов фискальной политики как налоги, то фиксируется тенденция усиления их роли в формировании доходов федерального бюджета РФ. Все виды налоговых поступлений имеют позитивную динамику, что в конечном итоге, сказывается на увеличении доли налоговых поступлениях в доходах федбюджета. Учитывая, что мы не включали в анализ зависимый от мировой ценовой конъектуры НДПИ, то можно сделать косвенный вывод о постепенном уходе зависимости доходной части федерального бюджета от нефтегазовых доходов. Т.е. в целом, налогово-бюджетная политика Российской Федерации в значительной мере способствовала стабилизации государственных финансов и за период 2016 – 2017 гг. может быть признана относительно успешной.
6. Ключевым вызовом для бюджетной политики в ближайшие три года будет эффективная реализация объективных требований по обеспечению темпов экономического роста выше среднемировых. В тоже время на приоритетные государственные программы выделяются относительно скромные суммы, и поэтому на первый план будет выходить масштабное детальное планирование, способное выявить действительно ключевые точки экономического роста. Инвестирование в данные проекты способно дать синергетический эффект, и таки обеспечить необходимые темпы диверсификации и роста экономики РФ. На основании проведенного в работе корреляционно-регрессионного анализа, можно сделать вывод о том, что рост ВВП тесно корреллирует с приростом денежной массы. Поэтому Банку России, для стимулирования развития реального сектора экономики рекомендуется проводить стимулирующую денежно-кредитную политику, продолжая снижать ключевую ставку и повышать ликвидность денежной системы РФ, естетсвенно на забывая таргетировать инфляцию.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ