Дошкольное образование в условиях модернизации

Цели и задачи

Цель исследования – изучение особенностей преобразований дошкольного образования в контексте модернизации.

Введение и актуальность


Обратимся к проблеме преемственности дошкольного и начального общего образования. Идеи Концепции дошкольного воспитания нашли свое отражение в появившейся 14 лет спустя Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). В разработке последней концепции принимали участие специалисты двух уровней образования: дошкольного и начального общего. При всех существующих разногласиях, диаметрально противоположных взглядах и суждениях по вопросу построения преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования, разработчики концепции определили цели и задачи, приоритетные для этих ступеней образования.
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования охватывают такие сферы как кадровое, материально-техническое, учебно-материальное, медико-социальное, информационно-методическое, психолого-педагогическое, финансовое обеспечение [38].
Результатом реализации названных требований является высокое качество дошкольного образования, его открытость, доступность, привлекательность. Качество дошкольного образования определяется, с одной стороны, предоставлением возможности выбора для ребенка индивидуального «образовательного маршрута» на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечения социальной защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий; гарантии достижения каждым ребенком минимально необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе.
С другой стороны, качество дошкольного образования следует рассматривать как обобщенную меру эффективности деятельности ДОО проявляющуюся в гарантии им такого уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы их потребителей и соответствует государственным нормативам. Соответствие качества дошкольного образования определяется по следующим показателям [25]:
- возможность удовлетворения потребности семьи и ребенка в услугах ДОО;
- выбор образовательных программ, ориентированных на сохранение самоценности дошкольного детства;
- готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;
- рост профессионального мастерства педагогических кадров ДОО.
Однако, надо признать, что в настоящий период нет единого подхода к параметрам, критериям, показателям, по которым можно было бы определить качество дошкольного образования, его результаты.
К существующим можно отнести:
1) показатели личностного развития ребенка, такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.;
2) уровень готовности ребенка к школе;
3) психолого-педагогические условия развития ребенка в ДОО;
4) изменение профессиональной компетентности педагога и его отношения к работе.
Таким образом, сущность новых подходов к дошкольному образованию основывается на принципах его вариативности открытости, культуросообразности, индивидуализации, на единстве образовательных и развивающих целей и задач на познании дошкольником мира через интересующие его виды деятельности, на внедрении системы менеджмента качества. Все это в целом должно обеспечить полноценное проживание ребенком периода дошкольного детства.

Заключение и вывод

Российское дошкольное образование претерпело ряд значительных изменений в процессе своего развития, что в целом отразилось на становлении современного этапа развития дошкольной системы образования.
Модернизация дошкольного образования рассматривается в трудах многих исследователей и позиционируется абсолютно по – разному. Но, несмотря на это, данную научную категорию чаще всего рассматривают как изменения, которые вносятся в процесс образования человека. Изменения чаще всего носят практический характер, а именно выражаются во внедрение новых методов работы, технологий, способствующих усовершенствованию образовательного процесса.
Не всегда изменения в контексте модернизации дошкольного образования носят положительных характер, также бывает, что изменения могут рассматриваться в роли негативного фактора, который не позволяет образовательному процессу меняться.
В рамах российского общества изменения в системе дошкольного образовании стали появляться в связи с двумя основными причинами:
- кризис образования, который требует внедрения новых образовательных технологий;
- перестройка в России, которая стала толчком в процессе реализации инновационного процесса.
Изменения в контексте модернизации подразделяются на конкретные виды. Самым общим видом являются:
-базисные;
- улучшающие;
- псевдоинновации.
В рамках педагогической практики чаще всего используются методы, направленные на творческое развитие личности, способствующие формированию у нее критического мышления и способности подстраиваться под изменения окружающей среды в различных сферах жизнедеятельности. К таким методам относятся:
- проектная деятельность (Приложение 1);
- дискуссия;
- игры (Приложение 2).
Модернизация затрагивают не только образование, но и воспитание.
Процесс трансформации в рамках воспитания в большей степени направлен на создание условий, способствующих реализации воспитательных методов с акцентом на обогащение личности ценностями, которые в свою очередь формируют базу для дальнейшего процесса становления и развития личности.
Изменения в воспитании зачастую путают с реформой в воспитании, хотя они имеют отличительные особенности.
Акцентируем внимание на том, что модернизация в образовании имеет более изученный вид, при этом выделяется основа для дальнейшего развития инновационного процесса, в то время как инновации в воспитании на данный момент имеют некую неопределенность, что отчасти затрудняет процесс изучения данной категории. Поэтому, на наш взгляд, необходимо акцентировать внимание на инновации в воспитании, чтобы внести конкретизацию.
Одной из модели инновационного характера в педагогической сфере являются интерактивные методы обучения, способствующие как объекту, так и субъекту образовательного процесса принимать активное участие в процессе образовательной деятельности, также данные методы способствуют полноценному включению детей в процесс обучения с акцентом на активизацию познавательного интереса.

Нужна похожая работа?

Оставь заявку на бесплатный расчёт

Смотреть все Еще 421 дипломных работ